Запросить финплан
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен

Порядок проверки подлинности ЭЦП

Некоторые граждане уже сталкивались с таким понятием, как электронная подпись. По сути это уникальная программа криптографии, благодаря которой можно выполнять большой спектр разных функций. В первую очередь, электронная подпись (ЭП), необходима для утверждения электронных документов, установления личности и так далее. Однако, поскольку для некоторых ЭП является достаточно новым и неизвестным продуктом, возникает вопрос, можно ли как-то проверить ее подлинность. Об этом и поговорим.

Основные преимущества электронной подписи

Как уже говорилось, электронная подпись в своей основной функции, необходима для проверки целостности документов и выписок, сохраняет конфиденциальность. С юридической точки зрения она имеет ту же силу, что и обычная собственноручная подпись конкретного лица.

К основным положительным моментам ЭП можно отнести:

  • С ее помощью можно существенно сократить время, затраченное на сопутствующие процедуры;
  • Гарантирует достоверность и правильность представленных справок и выписок;
  • Все возможные затраты сведены к минимуму;
  • Создает возможность организовывать корпоративную систему, обмениваться информацией с разными учреждениями, фирмами.

На текущий момент электронную цифровую подпись можно разделить на три основных вида: простая, усиленная и неквалифицированная, усиленная квалифицированная. Основное их различие – это степень защиты.

Как проверить подлинность и действительность сертификатов электронной подписи:

Учитывая то, что повсеместно говориться о высоком уровне надежности ЭП, может возникнуть вполне закономерный вопрос: для чего ее, в таком случае, необходимо проверять. Следует понимать, что подтверждение ЭП, по своей сути, приравнивается к графологической экспертизе. Поэтому проверка дает возможность:

  • Точно установить лицо, которое подписало документ;
  • Удостовериться, что подпись была поставлена не случайно;
  • Определить целостность и достоверность предоставляемой информации.

Как ЭП регулируется законодательством

Основная часть того, что касается ЭП, в России регулируется Гражданским законодательством. А если быть точнее Федеральной нормой от 06 апреля 2011 года номер 63. Такой термин, как «цифровая электронная подпись» может использоваться и применяться в других нормативно-правовых актах, но основным остается именно указанный закон.

В функции ФЗ входит урегулирование всех вопросов и споров, связанных с ЭП и создать максимально удобные условия, для ее использования в разного рода организациях. В том числе для более удобного взаимодействия между гражданами и государственными структурами, например, таким, как ФНС.

Согласно норме закона ЭП – это аналог обычной подписи она может применяться в гражданско-правовых отношениях, при заключении сделок, оформлении запросов и в иных ситуациях.

Стоит отметить, что порядок использования ЭП устанавливается в пункте 2 статье 160 ГК РФ. В указанной норме говорится о том, что оформление сделки подразумевает составление соответствующей документации и постановление подписей. При этом подлинность ЭП подтверждают соответствием закрытого и открытого ключа. Только после того, как пройдет проверка, документ будет иметь законную юридическую силу.

Особенности использования ЭП разных видов

Как уже говорилось, ЭП имеет три основных вида. При этом юридические лица, в своей работе, могут использовать как простую, так и неквалифицированную, если будет составлен соответствующий договор.

Соответственно и проверка ЭП будет зависит от того, какой вид используется в работе. Поскольку на сегодняшний момент электронные подписи используются не повсеместно, организация необходимо заключаться между собой соглашение, в котором описывается порядок и особенности проверки ЭП.

Простой вид – то есть набор паролей, кодов, которые способны идентифицировать пользователя, проверяется достаточно просто. Однако существует определенный нюанс, по которому согласовать изменения, произошедшие с введением постановления, представляется невозможным.

Суть простой ЭП заключается в том, что она только подтверждает, что указанный документ, действительно подписан конкретным лицом. При этом у ключа нет какой-либо защиты от подделки. По этой причине владельцу категорически не рекомендуется разглашать или передавать ключ посторонним.

Существуют разные сервисы для проверки.

Что же касается неквалифицированной, то она создана специальным криптографическим способом и способная идентифицировать составителя документа и проверяет внесенные изменения. 

Квалифицированная же подпись обладает максимальной степенью защиты, и при этом не нуждается в дополнительных соглашениях на ее проверку и использование. По сути, если ее поставить, его равносильно тому, что человек или должностное лицо расписалось самостоятельно.

При этом квалифицированная ЭП содержит в себе следующую информацию:

  • Информацию о ее владельце;
  • Индивидуальный номер;
  • Время действия ключа;
  • Основные реквизиты пользователя.

В государственных структурах и крупных организациях используется именно этот вариант ЭП. Причина в широком спектре возможностей и высокой степени защиты. Как получить электронную подпись для физического лица – читайте инструкцию в статье на сайте.

Как проверяется подлинность

Существует большое количество сервисов, которые проверяют подлинность ЭП. Так, например, на официальном портале государственных услуг представлен следующий алгоритм:

  • Выбирается сертификат для проверки, а поле наживается загрузить файл;
  • Необходимо ввести проверочный код;
  • Запускаем проверку и ждем результата.

Получить подобную услугу можно совершенно бесплатно. При этом регистрировать собственный кабинет не нужно. Иные же сервисы проверяют ЭП по следующим параметрам:

  • Период действия;
  • Не был ли ключ отозван;
  • Был ли вообще выдан указанный сертификат.
Проверка подлинности на госпорталах.

Результаты

После того, как проверка будет завершена, на экране появится тот или иной результат. Фактически может быть только два варианта: либо подпись будет подтверждена, либо нет.

В первом случае, если ЭП подтверждается – это говорит о том, что подписанный ею документ имеет законную юридическую силу и может использоваться по назначению. При этом, гражданин получает основную информацию:

  • О текущем статусе конкретного сертификата;
  • Общую информацию о лице, коту принадлежит ЭП;
  • Данные об удостоверяющем центре, которые имеются в открытом доступе;
  • Период действия ключа.

Что в таком случае обозначает сообщение «подпись не подтверждена». Это значит, что либо срок действия ключа закончился, либо он был отозван или вообще никогда не выдавался. Соответственно использовать выписку или какой-либо документ, закрепленный подобной ЭП не рекомендуется, чтобы избежать возможного мошенничества.

Мошенники научились не только подделывать электронные подписи, но и лишать людей недвижимости:

В подобном случае допускается обращение в соответствующие органы, для установления факта мошенничества. Следует при этом помнить, что если период действия ключа закончился, его необходимо будет просто продлить.

Как можно понять, ЭП – удобная и нужная вещь в современном мире. С ее помощью человек сможет быстро и без особых проволочек заказать выписки, в том числе и из налогового органа. Однако все же стоит проявлять бдительность и проверять документы, подписанные цифровой подписью. Тем более, когда для этого есть вполне простые и доступные способы.
Понравилась статья?
Лайк автору
Загрузка...
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен