7 эффективных способов оценки персонала компании

0
228
Что такое оценка персонала?

Каждый управленец стремится увеличить производительность труда, минимизировать негативное влияние внешних и внутренних факторов. Оценка персонала позволяет выявить в индивидуальном порядке сильные/слабые стороны каждого сотрудника, разработать план дальнейшего развития.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-64-91 Это быстро и бесплатно!

Сегодня мы поговорим о критериях оценивания, популярных методах, причинах и последствиях проведения.

Основополагающие понятия

Для лучшего понимания дальнейшего повествования, давайте ознакомимся с несколькими терминами.

Оценка персонала – целенаправленная деятельность с целью установления качественных характеристик наемных работников, согласно должностным обязательствам, специфики трудовой деятельности.

Система оценки труда персонала – определенная последовательность действий, направленная на непредвзятое оценивание возможностей и перспектив рассматриваемого работника. Фундаментом такой деятельности могут быть традиционные методы сравнительных характеристик, так и более новаторские.

Важно знать! Сотрудник получает работу, обладая необходимым набором умений и качеств. Как их проверить на практике? Дать возможность адаптироваться в условиях трудовой деятельности, согласно разработанным критериям, оценить уровень его квалификации.

Как проводится оценка персонала на практике вы узнаете в этом видео:

Цели, задачи и принципы оценки персонала

Руководитель проводит оценочные мероприятия, побуждаемый следующими целями:

  1. Административная – управленец оценивает потенциал и текущие возможности сотрудника. На основе полученных результатов он принимает решение о повышении/понижении в должности, переводе или увольнении.
  2. Информационная – проверка дает возможность сотруднику повысить уровень квалификации, основываясь на полученных данных. Руководитель, осознавая функциональные возможности каждого работника, принимает взвешенные и разумные решения.
  3. Мотивационная – положительная оценка труда является мощным стимулом к дальнейшему повышению продуктивности рабочего процесса, карьерному росту в будущем.

Задачи оценочного мероприятия:

  • вычислить расходы на повышение уровня квалификации работников;
  • поддержать репутации в глазах персонала, повысить трудовую мотивацию;
  • оценка потенциала для разработки плана дальнейшего развития организации, снижение риска выдвижения некомпетентного сотрудника;
  • формирование обратной связи между начальником и подчиненным, обсуждение качеств и достижений рабочего процесса;
  • внедрение обучающей программы, проведение семинаров, тренингов, развитие профессиональных качеств у коллектива.

Специалисты в области оценки персонала выделяют несколько основополагающих принципов трудовой деятельности:

  1. Информативность субъекта – более детальное оценивание требует от проверяющего должного уровня квалификации и тематических знаний.
  2. Объективность – обеспечение справедливого отношения и оценивания к каждому сотруднику.
  3. Массовость – оценка персонала распространяется на всех участников рабочего процесса, а не структурных элементов или индивидуальных лиц.
  4. Регламентирование – мероприятия проводится в четком соответствии с установленными правилами, положениями.
  5. Регулярность – сбалансированный график снижает сопротивление процедуре оценивания, принять актуальные решения, опираясь на полученные данные (премирование, повышение или смещение с должности).
  6. Экономичность – методика проводимого мероприятия должна соответствовать коэффициенту качества, быть оправданной в плане финансовых затрат.
  7. Дифференциация – организация индивидуального подхода к структурной группе.
  8. Равенство – оцениванию подвергается каждый член рассматриваемой организации, вне зависимости от должности, расовой принадлежности или вероисповедания.
Круговой метод оценки персонала.

Субъекты и объекты оценивания

Под понятием «субъект» понимают лицо, ответственное за проведение качественного оценивания. Это могут быть:

  • линейный руководитель – главное действующее лицо во время проведения делового мероприятия. Несет ответственность за объективность, справедливость и непредвзятость оценочного процесса;
  • специалисты службы управления персоналом;
  • внутренние участники рабочего процесса, имеющие тесные взаимоотношения с оцениваемыми;
  • внешние лица, которые не относятся к рассматриваемой организации. Это центры оценки персонала, независимые эксперты, имеющие соответствующие лицензии.
Объект оценки – проверяемые лица, как правило, наемные работники организации. Проверить качество работы сдельщиков просто – оценка формируется, исходя из качества и количества произведенной продукции.

Проверить специалистов и руководителей сложнее, так как их деятельность направлена на целые производственные или управленческие подразделения.

Рассматривая вопрос периодичности оценки персонала, руководитель должен учитывать следующие факторы:

  1. Оценивание проводится путем «вживления» организационных мероприятий в условиях рабочего процесса.
  2. Специфика бизнеса, технологический цикл и обязанности каждого сотрудника.
  3. Периодичность подведения итогов, составление квартальных отчетов, финансовое положение и модель организации.

Законодательство регламентирует проведение общей аттестации персонала раз в год. Однако индивидуальные оценочные мероприятия используются гораздо чаще (раз в несколько месяц, недель).

Интересно знать! Формальный субъект оценки – работники специализированных структур, руководители организации. Неформальные – коллеги по роботе и независимые эксперты.

Полученные результаты, на основе обобщенной информации, являются основой для «формалистов». Современная практика диктует применение комбинированного оценочного процесса.

Критерии и подходы к оценке персонала

Каждый сотрудник имеет право потребовать соблюдения следующих требований:

  • достижимость критериев;
  • систему оценивания, адаптированною под условия должности, а не человека;
  • прозрачность – сотрудник должен понимать, что от него ждут;
  • критерии соответствуют рабочему процессу рассматриваемой организации;
  • мотивацию со стороны руководителя;
  • динамические изменения в компании отражаются в разработанных ранее методах оценивания.
Элементы деловой оценки персонала.

Перечень элементов проверки условно делятся на две категории:

  1. Оценка компетенции – рассматривается уровень квалификации, способности и навыки рассматриваемого сотрудника. Наиболее эффективный метод проверки – создание ситуативной задачи, учитывающая должностные и профессиональные особенности трудового процесса.
  2. Оценка результативности – соотношение показателей трудовой активности конкретного работника с цифрами, предусмотренными занимаемой должностью. Наглядным примером результативности может быть: объем продаж, количество выпускаемой продукции, ее качество.
Важно знать! Разработкой критериев занимается специалист отдела персонала при участии высших руководящих должностей, работников. Это нужно для упрощения понимания коллективом предписаний и требований.

Оценка потенциала работника

Для повышения эффективности рабочего процесса опытные управленцы используют

  • использование центров оценки персонала. Квалифицированные сотрудники обучены и применяют множество методов, которые будут полезны в рассматриваемой ситуации. Крайне эффективны при оценивании кандидатов на новую должность, повышение;
  • тестирование – перечень вопросов призван оценить психофизиологические качества человека. Затрагиваемые дисциплины максимально приближены к рабочим моментам, должностным обязательствам работника;
  • тесты способностей – результаты показывают уровень и потенциал высших психических функций, в том числе – обучаемость;
  • изучение биографической информации – просмотр характеристик с прошлых мест работы, жизненных интересов, увлечений, образования и физического состояния. Процедура дает возможность проследить путь развития личности, на ее основе делается вывод о перспективах сотрудника;
  • личностное тестирование – рассматривается поведенческие рефлексы и ответственность конкретного человека в условиях рабочего процесса. Учитываются и потенциальные возможности;
  • интервью – приватная беседа, направленная на выявление скрытых способностей, оценка имеющихся. Разговор с потенциальным работником – уникальный инструмент, позволяющий узнать о человеке максимальный объем информации;
  • нетрадиционные – более 11% руководителей используют полиграф, 18% управленцев применяют наркотические и алкогольные тесты, с помощью психоанализа выявляют скрытый потенциал наемного работника.

Для оценки эффективности персонала используются следующие методы:

  1. Альтернативное ранжирование – вычисление лучшего и худшего сотрудника путем сравнения. Предварительно определяется ряд критериев, на основе которых и строится аттестационная шкала и форма.
  2. Попарное сравнение – из сотрудников одного отдела создается перечень сравнительных характеристик. Она призвана выделить лучшие и худшие показатели, разработанные предварительно.
  3. Принудительное распределение – каждый работник попадает в новосозданную категорию, характеризующуюся набором критериев. На основе полученных данных формируется рейтинговая система.
  4. Критические случаи – на протяжении длительного времени руководитель фиксирует положительные и негативные моменты трудовой деятельности подчиненных.

Анализ полученной информации

Результаты примененного метода мотивируют управленца на принятие следующих решений:

  • поощрение отличившихся сотрудников (премирование, повышение, дополнительные отпускные). Как правильно составить приказ о премировании сотрудников — читайте здесь;
  • оценка эффективности коллектива в целом, разработка стратегии развития с учетом имеющихся показателей потенциала;
  • перевод или увольнение проштрафившихся работников. Тут вы узнаете, как проводится увольнение за несоответствие занимаемой должности;
  • внедрение новых обучающих программ, проведение тренингов для повышения уровня квалификации.

Заключение

Оценка персонала – необходимое мероприятие, направленное на повышение эффективности трудового процесса внутри организации. Располагая данными о возможностях и потенциале коллектива, гораздо легче планировать дальнейшее развитие бизнеса.

Методы оценки подбора персонала рассмотрены в этом видео:

Позвоните по телефону +7 (499) 653-64-91 или задайте вопрос и получите ответ юриста через 5 минут. Консультация бесплатная!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

13 + 16 =