4 основных этапа реинжиниринга бизнес-процессов


Каждое предприятие, каким бы видом деятельности оно не занималось, однажды сталкивается с глобальными вызовами на рынке. Как улучшить свою деятельность, чтобы обойти конкурентов в ежедневной борьбе за клиента, какой эликсир применить к своим процессам для их значительного улучшения? Среди многих методов анализа и улучшения деятельности предприятия особо выделяется методология реинжиниринга бизнес-процессов.

Суть и взаимосвязь понятий реинжиниринг и бизнес-процессы

Приступая к изучению темы, дадим определения, что такое реинжиниринг, а что есть бизнес-процессы, с которыми он работает.

[stextbox id=’alert’]Реинжиниринг – методология глубокого анализа и последующего кардинального реформирования бизнес-процессов предприятия с целью принципиального улучшения основных экономических показателей бизнеса.[/stextbox]

Эти показатели связаны со всеми основными глобальными бизнес-процессами предприятия: разработкой продукции/услуги, ее производством, предпродажным, послепродажным обслуживанием.

Методика затрагивает такие показатели, как себестоимость, цена, прибыль, различные виды расходов, качество, производительность труда, размер требуемых собственных и заемных средств предприятия и другие.

Бизнес-процесс предприятия – совокупность процедур, работ, методов и принципов, призванных  обеспечить успешную организацию, течение и завершение мероприятий по планированию, производству, оценке и контролю производимой услуги или товара на предприятии.

По каким правилам проводится реинжиниринг бизнес-процессов в предпринимательской деятельности – смотрите тут:

https://www.youtube.com/watch?v=KSAzb4VaAwY

Разновидности бизнес-процессов

Специалисты определили три вида бизнес-процессов:

  • Процессы, влияющие на управление – контроль выживаемости и работоспособности бизнеса (примеры: планирование и администрирование);
  • Процессы, определяющие операционную деятельность – управление непосредственно производством (пример: производство и продажа услуг, товара);
  • Процессы, необходимые для поддержания и нормального, непрерывного функционирования компании (бухучет, ремонтная служба, техническая поддержка).

Что такое трудовая субординация на работе и кто должен соблюдать ее правила вы узнаете тут.

Цели процедуры реинжиниринга

Приступая к применению любой системы реорганизации бизнеса, компания должна четко ответить для себя на 4 фундаментальных вопроса:

  • По каким причинам предприятие производит именно этот продукт, а не какой-то иной (в какой нише рынка, с какими конкурентами);
  • Почему фирма делает это именно так (технология);
  • Куда хочет стремиться бизнес, каким он хочет стать (видение);
  • Каким образом компания собирается оказаться там, куда стремится попасть (выбор методологии развития бизнеса).

[stextbox id=’black’]Отвечая на четвертый вопрос, важно помнить, что среди множества существующих и успешно применяемых на рынке методологий (Теория ограничения систем, кайдзен, бережливое производство, Total Quality Management и других) методология реинжиниринга бизнес-процессов наиболее оптимальна.[/stextbox]

Однако она оптимальная только в случаях если:

  • Бизнес находится на грани банкротства, гибели;
  • Предприятие не удовлетворено имеющейся у него долей рынка и готово вести агрессивное наступление на конкурентов;
  • Бизнес, “чувствующий себя хорошо”, предвидит наступление скорых, неизбежных и крупных проблем;
  • Компания хочет принципиально улучшить свои основные экономические показатели (на 200-1000%);
  • Предприятие желает провести улучшения в течение не более 1-2 лет;
  • Бизнес планирует кардинально переосмыслить существующую структуру предприятия, особенности бизнес-процессов.

Какие существуют мероприятия по улучшению охраны труда и как они влияют на общую ситуацию на предприятии – читайте по ссылке.

Основные принципы реинжиниринга.

Объекты и субъекты программы

Объектами реинжиниринга являются бизнес-процессы предприятия. Данная методология подходит для переосмысления абсолютно любого офисного, производственного, вспомогательного процесса.

Субъектами реинжиниринга являются:

  • Высшее руководство компании (если не будет обеспечено его согласие, поддержка и активное вовлечение, успеха достичь не удастся);
  • Специалисты и руководители, чьи бизнес-процессы будут перестраиваться (без их решительного согласия и постоянного участия успешная реализация невозможна);
  • Специалисты-консультанты с опытом применения методологии (можно обойтись и без их участия, но, это чревато значительно большими сроками реализации, возрастанием количества проблем, неясностью целей и очень высокой вероятностью неудачи);
  • Программисты-эксперты в области разработки и реализации информационных систем и технологий.

Эксперты в области реинжиниринга выделяют два различных вида данной методологии:

  1. Радикальное реформирование бизнес-процессов компании. Целесообразен для компаний, находящихся на грани распада, банкротства, существенной потери конкурентоспособности.
  2. Поступательное, постепенное улучшение процессов. Часто применяется в случаях, когда благополучной компании грозят негативные перспективы на рынке (сокращение рынка, изменение вкусов и предпочтений потребителей).

Особенности проведения реинжиниринга на предприятии

Процесс реинжиниринга бизнеса разделяется на 4 основополагающих этапа:

  1. Разработка видения компании, краткого описания того, чего хочет достичь бизнес через 5-10 лет (общее направление развития бизнеса).
  2. Анализ нынешнего положения на рынке и особенностей процессов компании.
  3. Создание обновленной бизнес-модели и улучшенных или принципиально новых бизнес-процессов.
  4. Претворение в жизнь нового видения посредством функционирования новых бизнес-процессов.

Как грамотно разрешить конфликты и конфликтные ситуации в организации вы узнаете в этой статье.

Цель реинжиниринга бизнес-процессов.

Для достижения эффективного изменения любого бизнес-процесса, необходимо:

  • Подробно изучить процесс совместно с его участниками (его особенности, эффективность, целесообразность, потребляемые ресурсы);
  • Детально графически изобразить текущее состояние процесса на бумаге или в электронном виде с помощью специальных логических блоков, означающих подпроцессы, входы и выходы;
  • Составить словесное сопроводительное описание изучаемого процесса;
  • Определить проблемные места, точки применения методологии (если процесс целесообразно оставить);
  • Составить подробную схему бизнес-процесса в идеальном, желаемом состоянии;
  • Разработать план мероприятий по достижению идеального состояния;
  • Реализовать план мероприятий;
  • Сравнить полученный результат с запланированным, провести корректирующие действия.

[stextbox id=’info’]Чаще всего, глобальные этапы реинжиниринга реализуются параллельно, а не последовательно. Это сокращает время на реализацию, но несколько усложняет координацию изменения нескольких глобальных бизнес-процессов.[/stextbox]

Автоматизация бизнес-процессов

Значительно улучшить и упростить разработку карт процессов способно программное обеспечение и методология, основанная на IT-продуктах.

Среди основных можно выделить:

  • CASE – помогает описывать и улучшать IT-системы предприятия (наиболее ранняя из всех, применяемых в реинжиниринге);
  • SASD и ее дополнение SADT – анализирует структуру информационных процессов и проектирования информационных систем;
  • ARIS – помогает модернизации бизнес-процессов с точки зрения их структуры, организации, функционала, обработки, передачи данных и взаимной интеграции;
  • IDEF – обеспечивает подробное описание, как отдельных бизнес-процессов, так и целых направлений деятельности (финансы, бухучет, производство);
  • RAD – обеспечивает гибкую разработку информационных бизнес-приложений.

Факторы успеха и результаты применения реинжиниринга в компаниях

По данным экспертов, примерно половина инициатив по реинжинирингу, оканчивается в компаниях крупной неудачей.

Условием успешной реализации программы на предприятии является следование таким  принципам, как:

  1. Взаимная увязка бизнес-процессов, устранение дублируемых и непроизводительных звеньев.
  2. Сокращение уровней иерархии и количества звеньев (подпроцессов) в бизнес-процессе.
  3. Обеспечение возможности одновременного запуска и реализации нескольких процессов.
  4. Предоставление большей самостоятельности и ответственности исполнителям (сохранение минимально необходимой централизации).
  5. Создание разных вариантов одного и того же бизнес-процесса (для разных рыночных условий).
  6. Оптимизация связей между подразделениями, устранение барьеров в общении.
  7. Устранение неоптимальных точек контроля, аудита, проверок, согласований.
  8. Улучшение работы с клиентами, ориентация на их запросы.
  9. Рациональное делегирование полномочий, в том числе и по реорганизации бизнес-процессов.
  10. Адекватная мотивация сотрудников, гарантия нулевого риска потери работы.
  11. Правильно спланированный бюджет мероприятий.
Термины в сфере реинжиниринга.

Примеры из практики

[stextbox id=’warning’]Компании Ford с помощью модернизации и информатизации процесса расчетов с поставщиками методом реинжиниринга бизнес-процессов на одном из своих заводов удалось снизить количество персонала отдела на 80% (400 чел.) в течение года.[/stextbox]

Корпорация Bell Atlantic с помощью той же методологии сократила время выполнения заказа на предоставление клиентам доступа к каналам связи на 90% (с 30 до 3 дней).

Мировому лидеру в области производства копиров, Xerox, анализ процесса закупки материалов (оборот 3 млрд. долл. США) и последующий его реинжиниринг позволил сократить количество рабочих  процедур на 87% (с 314 до 42 ед.).

Руководствуясь методикой реинжиниринга, компания Kodak сумела достичь двукратного сокращения периода разработки нового продукта.

IBM Credit аналогичными методами добилась роста производительности труда в среднем по компании в 1,9 раза.

Положительные и отрицательные стороны реинжиниринга

Основными положительными моментами методологии можно считать следующие:

  • Единовременное начало изменений различных бизнес-процессов;
  • Возможность выбирать степень охвата при применении;
  • Относительно короткое время реализации;
  • Значительный экономический эффект;
  • Командный подход при развертывании методики;
  • Сокращение уровней иерархии в компании;
  • Применение процессного подхода.

Главными отрицательными сторонами реинжиниринга являются:

  • Радикальность проводимых изменений;
  • Очень высокая вероятность потерпеть неудачу;
  • Необходимость применения сложных пакетов программного обеспечения;
  • Высокая стоимость консалтинговых услуг;
  • Упор на то, что неэффективность компании заключается только в нерациональных процессах;
  • Возможность возникновения массовых увольнений персонала, как результат оптимизации.

Заключение

[stextbox id=’alert’]В целом, реинжиниринг бизнес-процессов является рискованной методологией. Приступать к реализации нужно, только если Вы тщательно взвесили все риски и возможные последствия.[/stextbox]

Но, если Ваше предприятие найдет в себе силы реализовать методику полностью и в соответствии с ее принципами, в течение 1 – 2 лет оно достигнет принципиально новых высот в бизнесе, многократно улучшив свои ключевые показатели.

Правила и основные методы реинжиниринга бизнес-процессов рассмотрены в этом видео:

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости



Оценить новость
( Пока оценок нет )
redactor2/ автор статьи
FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг