7 этапов внедрения системы управления охраной труда


Каждое производство или организации имеют уникальный технологический цикл (рабочий процесс), что препятствует стандартизации положений об охране труда. Управленец, заботящийся о здоровье работников и благосостоянии вверенного объекта, обязан внедрить СУОТ в организационную структуру.

Сегодня мы поговорим о задачах и целях системы управления охраной труда, предназначении и порядке регистрации.

Основополагающие понятия

[stextbox id=’alert’]Охрана труда – комплекс мероприятий, направленный на минимизацию вероятности несчастного случая сотрудников во время выполнения должностных обязательств. Сюда относятся: социально-экономические, профилактические и реабилитационные аспекты трудовой деятельности.[/stextbox]

Система управления охраной труда – часть организационной структуры, которая занимается планированием и разработкой методов, процедур и процессов обеспечения пригодных условий для работников. Главная цель – минимизировать риск производственного травматизма, заболеваний, связанных с работой.

Положение о системе управления охраной труда – нормативно-правовое обоснование норм и обязанностей, которые возлагает на себя организационная структура.

Порядок формирования, принципы построения и функционал регламентирует действующее законодательство (Трудовой Кодекс РФ и стандарты ГОСТ).

Как осуществляется управление безопасностью и охраной труда на предприятии – смотрите тут:

Задачи и функции системы управления охраной труда

Управленец внедряет озвученную выше систему, преследуя следующие цели:

  • повышение эффективности управленческого аппарата в сфере охраны труда;
  • создание максимально безопасных условий труда;
  • минимизация вероятности производственного травматизма, профессиональных заболеваний, полученных из-за трудовой деятельности;
  • снижение статьи расходов на компенсацию несчастных случаев, травм и заболеваний;
  • формирование целостной системы, участие в которой принимают и работники подразделений;
  • разработка производственной культуры, пропаганда следования канонам здорового образа жизни.

Главные задачи подобной системы представлены ниже:

  • отбор квалифицированных кандидатов на рабочие места, эффективное управление которыми требует дополнительных умений и навыков;
  • проведение учебных тренингов по наиболее безопасным методам работы в условиях технологического цикла повышенной опасности;
  • обсуждение вопроса о проблемах охраны труда в рабочем коллективе;
  • поддержание оборудования в надлежащем состоянии, его утилизация после окончания сроков эксплуатации;
  • повышение уровня безопасности технологического процесса;
  • следование необходимым санитарно-гигиеническим условиях, регламентированных в нормативной документации;
  • разработка лояльного графика работы, забота о необходимом отдыхе для персонала;
  • обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты, которые спасут жизнь в случае непредвиденной ситуации.

Теоретики и практики определили следующий функционал системы управления охраной труда:

  1. Распределение обязанностей – законодательство говорит, что организация, персонал которой менее 50 сотрудников, не обязана внедрять СУОТ. Превышение лимита обязывает руководство разрабатывать мероприятия по охране труда и процессы. В таком случае каждый подчиненный обязан нести ответственность за компонент целостной структуры. Его новые обязанности прописываются в должностной инструкции или прямым приказом.
  2. Подготовка и обучение персонала – управленец обязан подготовить теоретическую базу и способы практической реализации обучающего процесса. ТК РФ говорит нам о необходимости проведения первичного инструктажа. Стратегия модернизации производства и оборудования обязует каждого сотрудника пройти плановый инструктаж, направиться на переподготовку. Такой список формируется ответственным лицом и заверяется непосредственным начальником.
  3. Доступность информации об ОТ – внедрение СУОТ вынуждает управленцев оповещать персонал об изменениях внутренней политики предприятия. Важно проводить тренинги, консультации, инструктажи – каждый должен знать о своих правах и обязанностях. Периодически рекомендуется выпускать специализированные издания, информирующие электорат об актуальных переменах.
  4. Ведение документации – система сбора, анализа и хранения бумаг по СУОТ открывает доступ к более эффективному планированию и функционированию производственных процессов. Бумаги регламентируют положения по ОТ, политику и методы, обеспечивающие положительный результат.
7 этапов внедрения системы управления охраной труда
Функции системы управления охраной труда.

Участники системы управления

[stextbox id=’black’]Следовать положениям СУОТ равно обязаны как работники, так и высший руководящий состав. Но бремя разработки подобной организационной структуры ложиться на плечи непосредственного начальства.[/stextbox]

Директор инициирует начало разработки путем:

  • приказа, определяющего сроки создания системы, которая бы соответствовала требованиям действующего законодательства (о них поговорим чуть позже);
  • документально утверждается состав комиссии по охране труда, после чего подчиненные приступают к формированию СУОТ. Главное условие – она должна соответствовать специфике предприятия, законодательству.

Важно знать! ГОСТ 12.0.230.1-2015 прописывает перечень стандартов формирования СУОТ, того функционала и задач, которые она должна выполнять.

В свободном доступе находится руководство по применению, каждый управленец имеет возможность с ней ознакомиться.

Порядок утверждения системы и документация

Пошаговая инструкция по внедрению СУОТ представлена ниже:

  1. Новосозданная комиссия выделяет рабочие места, которые представляют опасность для персонала, оценивает условия и уровень оснащения подразделений. Каждое рабочее место оценивается, а после ему присваивается определенная степень риска.
  2. Члены организационной структуры разрабатывают методы, способные минимизировать риск производственного травматизма, подбирается соответствующее оборудование.
  3. Разрабатывается проект системы управления охраной труда, где прописываются положения и политика предприятия в озвученной сфере. Черновой вариант проверяется на соответствие действующему законодательству.
  4. Рабочие места повышенной опасности комплектуются дополнительными средствами, проводится инструктаж с персоналом о наиболее эффективных способах использования СИЗ. По каким правилам заполняется личная карточка учета выдачи средств индивидуальной защиты – читайте здесь.
  5. Выплачивается компенсация пострадавшим работникам, заключается договор с медицинским учреждение о плановых всеобщих проверках личного состава предприятия.
  6. Чистовой вариант документа заверяется каждым участником комиссии, информация доводится до сведения персонала, а положения имеют юридическую силу.

Каждое из вышеописанных действий сопровождается активной печатью сопровождающейся документации, перечень которой представлен ниже:

  • экспертная оценка состояния оборудования с точки зрения охраны труда;
  • политика предприятия, которая прописывается в последующие положения СУОТ;
  • нормы по безопасной эксплуатации рабочих мест с повышенным уровнем риска;
  • коллективный договор между руководством и профсоюзом;
  • инструкция, описывающая действия в случае чрезвычайной или аварийной ситуации;
  • журнал проверки уровня квалификации штата служащих;
  • журнал учета проводимых курсов по наработке профессиональных навыков, грамотности в обращении с вверенным оборудованием.

[stextbox id=’info’]Важно знать! Трудовой Кодекс РФ, а именно – раздел Х, регламентирует нормативную базу для внедрения СУОТ, нормы и правила, от следования которым зависит правомерность внедренной организационной структуры.[/stextbox]

Главные мероприятия по ОТ

Внедренная СУОТ оперирует персоналом с помощью следующих мероприятий:

  1. Инструктажи разной направленности и предназначения. Тут вы узнаете, как провести на предприятии внеплановый инструктаж.
  2. Повышение уровня квалификации личного состава, руководящего состава предприятия.
  3. Контроль за психотропными веществами в крови каждого подчиненного.
  4. Логистика передвижений по наиболее безопасному маршруту в условиях функционирующего промышленного объекта.
  5. Монтаж знаков безопасности, предусмотренных стандартом ГОСТ 12.4.026.
  6. Приобретение лучших средств индивидуальной защиты, проведение инструктажа по их правильному применению.
  7. Испытательные мероприятия, направленные на исследование имеющего оборудования по заданным критериям: пригодность, безопасность, эффективность, продуктивность.
7 этапов внедрения системы управления охраной труда
Элементы системы управления ОТ.

Элементы действующей системы

Как и любая организационная структура, наша имеет ряд составных частей:

  • выявление и оценивание профессиональных рисков в условиях эксплуатации оборудования на рабочем месте;
  • система управления и минимизации вероятности производственного травматизма или несчастного случая;
  • государственное управление ОТ, контролирующие органы, призванные обеспечить соблюдение норм действующего законодательства в вышеназванной сфере.

Положения СУОТ

Как говорилось выше, это нормативно-правовые аспекты действующей системы управления охраной труда. Порядок, оформление, цели и задачи регламентированы не только законодательством, но и внутренними распорядками, спецификой предприятия.

[stextbox id=’warning’]Разрабатывает положения специализированная комиссия на этапе формирования СУОТ, утверждается руководством, а проверяется государственным органом по вопросам охраны труда.[/stextbox]

Заключение

Система управления охраной труда – организационная структура, призванная минимизировать вероятность производственного травматизма, повысить здоровье работников, создать для них оптимальные условия.

Особенности и элементы СУОТ рассмотрены в этом видео:

Подписка на FBM.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных экономических новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( Пока оценок нет )
redactor2/ автор статьи
FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг