Запросить финплан
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен

Все о честных методах конкурентной борьбы в бизнесе

Любой вид бизнеса сопровождается постоянной конкуренцией. В России немного монополистов которые могут диктовать свои условия, получая хорошую прибыль. Большинство предпринимателей вынуждены вести борьбу за место под солнцем и стабилизацию доходов. Законодательством закреплены добросовестные методы конкуренции, которые допустимо применять для улучшения условий своего дела.

Что такое конкуренция и каково ее экономическое значение

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за достижение более выгодных условий производства товаров и услуг, их купли-продажи, с целью получения постоянного дохода. Таким образом, борьба, это закон рынка.

Суть конкуренции сводится к тому, что покупатель имеет множество возможностей для приобретения необходимого ему товара, а продавец – для его реализации. Но обеим сторонам, в данном случае, приходится искать компромисс для достижения соглашения: потребитель не купит продукт по слишком высокой цене, а продавец не продаст по заниженной стоимости, неся при этом убытки.

Конкуренция имеет важное экономическое значение в развитии рыночного хозяйства:

  1. Способствует формированию стоимости товаров и услуг, удовлетворяющей потребности обеих сторон рыночного взаимодействия.
  2. Направляет существующие ресурсы на производство и реализацию товаров и услуг, на которые есть спрос, исключая убыточность предприятий.
  3. Стимулирует внедрение инновационных технологий в отрасли производства, для повышения преимуществ товара.
  4. Создает условия для получения прибыли успешных предприятий и приводит к банкротству неконкурентоспособных фирм.
  5. Выступает инструментом, препятствующим возникновению монополий.
  6. Способствует формированию государственной поддержки и защиты от запрещенных методов борьбы.

Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция – как соотносятся:

Но есть и негативные факторы развития конкуренции:

  1. Чрезмерная борьба мешает формированию стабильной ситуации на рынке.
  2. Высокий уровень действующих фирм усложняет выход на рынок новых производителей.
  3. Погоня за прибылью ведет к появлению грязных методов конкурентной борьбы.

Но следует отметить, что для развития рыночного хозяйства подходят только методы добросовестной конкуренции.

На чем основаны принципы честной конкурентной борьбы

Для того, чтобы предпринимателю удержаться на плаву и добиться устойчивой стабильной прибыли, необходимо постоянно развиваться и совершенствовать методы работы. 

За счет каких параметров бизнесмен может выиграть:

  • совершенствования качества конечного продукта, за счет внедрения новых технологий производства, улучшения ресурсов, использования достижений науки и т.п.;
  • улучшения маркетинговой стратегии и рекламной компании;
  • предоставления дополнительных возможностей и гарантийных обязательств потребителю;
  • изменения ценообразования, с целью увеличения спроса на продукт;
  • использования юридической поддержки и государственной защиты (антимонопольных комитетов) в борьбе с нелегальными методами увеличения прибыли.

Классификации видов конкуренции

Существует несколько классификаций видов конкуренции, в зависимости от положенных в основу признаков.

По типу соперничества: совершенная и несовершенная

При совершенной конкуренции:

  • на рынке действует множество покупателей и продавцов;
  • отсутствуют барьеры для входа на рынок новых производителей;
  • качественные характеристики товара отличаются однородностью (соответствуют стандартам);
  • существует высокая мобильность факторов производства;

Если какой-либо из выше перечисленных факторов отсутствует, то возникает рынок несовершенной конкуренции. Для данной модели экономических отношений характерны несколько типов:

Чистая монополияСуществует единственная фирма-продавец в рамках отрасли
ОлигополияВ отрасли функционирует ограниченное число производителей
Монополистическая конкуренцияНа рынке действует множество фирм, производящих дифференцированную продукцию

Отличие данных видов в том, что при совершенной конкуренции рост спроса не влияет на уровень цен, а при несовершенной- фирмы-производители диктуют свои условия ценообразования.

Методы недобросовестной конкуренции.

По способам борьбы: добросовестная и недобросовестная конкуренция

В основе данной классификации лежат методы ведения борьбы между конкурентами, соответствующие или нет нормативно-правовым нормам, этическим правилам. Соответственно, при добросовестных методах, выполняются все требования законодательства, моральные принципы, а при нечестной борьбе – способы идут вразрез с общепринятыми нормами.

Если сравнить основные признаки конкуренции, то в данных типах они будут существенно отличаться:

ДОБРОСОВЕСТНАЯНЕДОБРОСОВЕСТНАЯ
1.       Гарантирует качество конечного продуктаКачественные характеристики не соответствуют стандартам
2.       Честная борьба с использованием рекламы и маркетингаПредоставление ложных сведений о товаре (преувеличение качественных характеристик), использование черного пиара
3.       Манипулирование ценами для завоевания потребителейПрименение демпинга
4.       Разработка и применение инновационных технологий и научных трудовПромышленный шпионаж, незаконное применение достижений конкурентов
5.       Разработка и продажа новых видов товараНекачественная подделка брендов

По масштабам развития

Конкуренция может развиваться между двумя магазинами в селе или между странами за мировое господство. В результате можно выделить следующие виды:

  1. Индивидуальная – относится к одному производителю, который пытается выйти на рынок и занять свою нишу.
  2. Местная – охватывает фирмы на одной определенной территории.
  3. Отраслевая – соперничество между производителями в рамках определенной отрасли хозяйства.
  4. Межотраслевая – борьба за привлечение потребителей между представителями разных отраслей, с целью получения дополнительной прибыли.
  5. Национальная – взаимодействие конкурентов одной страны.
  6. Глобальная – межотраслевая борьба на мировом рынке между странами.

Стратегии конкурентной борьбы

Для добросовестной конкурентной борьбы характерно использование методов в двух направлениях:

  • ценовом;
  • неценовом.

Первое направление воздействия на потребителя связано со снижением уровня цен. Данная манипуляция приводит к тому, что клиенты стремятся приобрести товар по более низкой стоимости, тем самым снижая спрос на продукцию конкурентов. В итоге это приводит к разорению соперников, и к последующему росту цен победителя (для восстановления временно упущенной прибыли).

Данный метод борьбы может применяться как в открытом (демпинг), так и в скрытом виде (применение систем скидок). Открытые ценовые способы чаще всего применяют фирмы-новички для выхода на рынок. Чтобы привлечь к себе внимание потенциальных покупателей, как вариант, приходится продавать товар по цене ниже его себестоимости.

Неценовые приемы на данный момент в приоритете у организаций-конкурентов, потому что снижение стоимости, достаточно рискованное и непрогнозируемое мероприятие.

Методы, не связанные с изменением цен:

  1. Повышение качества продукта.
  2. Гарантия надежности и безопасности товара, в том числе улучшение экологических характеристик.
  3. Экономичность при потреблении энерго- и водных ресурсов.
  4. Удобство и простота в эксплуатации.
  5. Увеличение гарантийного срока обслуживания, с улучшением качества предоставления данной услуги.
  6. Рост скорости выполнения заказов, при неизменной цене товара.
Различия между добросовестной и недобросовестной конкуренции.

Исходя из методов борьбы, конкурирующие фирмы разрабатывают соответствующие стратегии поведения:

  • Оптимизационная – основанная на повышении качества и снижении себестоимости товара.
  • Концентрационная – связана с захватом всей территории, независимо от условий продаж, выгоды и конечного результата.
  • Дифференцированная – построенная на продаже продукта, существенно отличающегося от других, и превосходящего по качественным показателям.

Отсутствие конкуренции – образование монополий

Монополия – это вид экономических отношений, при котором субъект занимает доминирующее положение благодаря ряду преимуществ:

  • обладание исключительными правами;
  • государственное регулирование отрасли;
  • самостоятельные действия без госвмешательства.

Выделяют несколько видов субъектов монополий:

Участники рынкаПредставлены различными организациями на рынке (ИП, коммерческие и некоммерческие структуры).
Субъекты финансовой деятельностиВ эту группу входят учреждения предоставляющие финансовые услуги (банки, фондовые биржи, страховщики, брокеры).
Объединение бизнес-структурОсновано на группировке лиц, руководствующихся действительными принципами и методами контроля.

Монополия отличается от конкуренции тем, что отрасль представлена одним производителем, с удобным для него количеством товара, в результате чего покупатель лишается права выбора (получения продукта лучшего качества по более низкой цене).

Защита от недобросовестной конкуренции – в чем суть:

Государственная поддержка конкурентной борьбы и ответственность

 Для предотвращения сговора участников рыночных отношений, с целью образования монополистических объединений, в России действует антимонопольное законодательство. Оно основано на Конституции РФ, ГК, ФЗ №135 «О защите конкуренции», и ряде других нормативно-правовых актов. Законодательство устанавливает нормы и принципы ведения бизнеса, способы контроля выполнения требований и методы осуществления государственной поддержки предпринимательству.

За нарушение закона устанавливается гражданская, административная или уголовная ответственность, начиная от лишения права осуществления предпринимательской деятельности до лишения свободы на установленный судом срок.

Конкуренция обеспечивает развитие рыночных отношений, удовлетворяя потребности покупателей в получении товаров хорошего качества по доступным ценам. При использовании честных методов соперничества фирмы-производители гарантированно обеспечивают себе высокий уровень дохода при стабильном функционировании на рынке.

Понравилась статья?
Лайк автору
Загрузка...
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен