Что такое недобросовестная конкуренция и как с ней бороться?

0
546
Как защитить компанию от недобросовестной конкуренции?

В странах с высоким уровнем экономического развития конкуренция является отличным стимулом развития и совершенствования бизнеса. Однако очень часто она принимает значение единственного способа сохранить предприятие, поэтому многие предприниматели прибегают к нечестным методам ведения бизнеса.

Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и полезные материалы на наш интернет-журнал по бизнесу и финансам, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!

Отсутствие знаний в области недобросовестной конкуренции может привести к негативным последствиям даже в случае с законопослушными предпринимателями.

В данной статье будут разобраны проявления нечестной конкуренции, ее разновидности и самые эффективные методы защиты, которые помогут обезопасить процесс ведения бизнеса.

Общая информация о понятии конкуренции

Процесс ведения бизнеса в современном мире характеризуется не только высоким спросом, постоянными клиентами и стабильной прибылью. Также следует уделить внимание его обратной стороне, которая содержит негативные моменты. Таким значением обладает именно недобросовестная конкуренция.

Конкуренция, как общее понятие, является нормальным явлением взаимодействия участников рыночных отношений, а также она является движущей силой в развитии экономики государства.

Конкуренция движет развитием общественного прогресса и инноваций. Малый и средний бизнес расширяет свой спектр, на рынке появляются более выгодные продукции высокого качества, что важно для потребителя.

Рост бизнеса способствует увеличению потребностей собственного дела владельца. Например, не всегда предприниматель хочет учитывать желания других участников рынка, и чей-то успех обычно негативно воспринимается конкурентами. Это создает среду для препятствования развития смежных предприятий.

Люди пользуются разнообразными способами, противоречащими законодательству и установленным в обществе нормам. Такие методы уже являются частью недобросовестной конкуренции.

Существует большое количество примеров, согласно которым, участник рыночных отношений готов прибегнуть к любым мерам для обгона его соперника, но при этом он не собирается улучшать характеристики собственной продукции.

Этот тип предпринимателей не учитывает нормы, установленные законом, иногда негативные последствия не настигают таких людей, все зависит от их конкурента. Если он докажет факт посягательства на собственный бизнес, то его противника ждут неприятности в дальнейшем.

Как защитить бренд с помощью фирменного стиля от недобросовестной конкуренции вы узнаете в этом видео:

Способы распознавания недобросовестной конкуренции

Выявление нечестной борьбы, подрывающей ваш бизнес, возможно при условии своевременного обращения внимания на следующие признаки данного явления:

  • Явное несоответствие действий противоположной стороны закону и этике внутренних рыночных отношений.
  • Попытки и стремление конкурента заполучить преимущества в занимаемой нише.
  • Фирма потерпела нанесение ущерба, возможно, он находится на уровне потенциальной угрозы.
  • Осуществление активных действий с другой стороны (случай, в котором нельзя оставаться пассивным или бездействовать).
При условии обнаружения одного из перечисленных выше условий, нужно сделать вывод, что другой участник рынка пытается принести вред вашему бизнесу на незаконных основаниях. После этого следует разобраться в способе воздействия конкурентов на организацию, к которой они испытывают явный интерес.

Спектр действий конкурентов

Существует огромное количество разнообразных методов воздействия конкурентов. Они применяются в соответствии с целями и замыслами нечестного участника рынка по отношению к другому предприятию.

Следует выделить несколько основных способов негативного воздействия конкурентов:

  • Ценовая конкуренция, которая направлена на понижение цены. Именно более низкая стоимость заставляет покупателей отдавать предпочтение продукции конкурента, оставляя вам снижение уровня продаж и увеличение расходов.

Этот способ может нанести другой компании серьезные убытки, из-за которых придется заниматься внутренним переустройством фирмы на протяжении длительного периода времени. Конкуренты же получат возможность уйти вперед.

  • Распространение недостоверных данных. Это слухи, чаще всего далекие от реальности, которые были выдуманы для дезинформации потенциальных покупателей. Клиенты могут поверить в подлинность информации, что приведет к крайне негативным последствиям.
  • Применение таких методов, как угрозы, шантаж и физическая сила. Это применяется, чтобы запугать конкурента, так как возникает маленький шанс его дальнейшего отказа от собственного дела.
  • Устройство на работу в конкурентное предприятие. Такие люди выполняют роль шпионов, а их задачей является передача важной информации своему настоящему начальству.
  • Создание статей для того, чтобы испортить репутацию компании. Для этого создают специальные тексты, которые будут направлены на широкие массы населения. Обычно они содержат информацию о том, что товары фирмы не совпадают с нормами ГОСТа или запрещены в использовании.
  • Воровство продуктов интеллектуальной собственности конкурентной фирмы. Противник обычно стремиться завладеть интеллектуальными новшествами, которые еще не начали использоваться организацией-создателем. Собственные цели являются приоритетом в процессе использования всех изобретений конкурентной компанией.
  • Договор между несколькими лицами против конкурентного предприятия. В этом случае компания столкнется с большим ударом, который нужно будет отразить. Несколько участников рыночных отношений обычно долгое время все планируют и дожидаются подходящего момента.
Конкуренты могут использовать сразу несколько способов нанесения вреда другой компании в одно время. Иногда дело идет к поэтапному применению всех методов для достижения цели.

Формы, в которых обычно выступает такая конкуренция

Практически в каждом направлении бизнеса применяется какой-либо из методов конкурентной борьбы, однако чаще всего это происходит именно с товарным рынком. Во время производства и продажи какой-то группы продуктов становится возможным оказать влияние на поведение клиентов.

Основные формы конкуренции.

Необходимо выделить несколько самых распространенных форм недобросовестной конкуренции:

  • Способ ввести реальных покупателей конкурентной компании в заблуждение (ложные данные о цене, качестве, месте производства товара и т. д.).
  • Формирование препятствий для покупателя путем смены поставщика услуги или товара (также уменьшение взаимодействия клиента с товарами оппонента).
  • Процесс сравнения товаров конкурентных организаций (например, в рекламе могут сравнивать средства для мыться посуды от разных брендов, когда один из них используется для демонстрации преимуществ, а другой служит фоном с массой недостатков).
  • Сбыт продукции под видом конкурентов (при этом товар изготавливается низкого качества, чтобы покупатель сразу решал для себя отказаться от дальнейшего сотрудничества с данным брендом).
  • Раскрытие коммерческих тайн конкурентной фирмы или разглашение важных данных (при этом собственник не дает согласие на это действие, оно происходит против его воли).
  • Подкуп какого-либо влиятельного лица для применения «законных» способов против конкурента (взяточничество среди налоговых инспекций для создания внеплановых проверок и ревизий у оппонента).

Существуют совершенно разные варианты представления недобросовестной конкуренции, однако ее выявление проблематично на первоначальных этапах.

Чаще всего организация может искать причины падения уровня продаж внутри самого предприятия. Понимание внешних факторов воздействия иногда приходит очень нескоро, это увеличивает ущерб, наносимый организации.

Конкурентное законодательство

Существуют принятые нормативные акты, которым противоречит недобросовестное соперничество. Это приводит к постоянному процессу совершенствования государством правовых документов для их подстраивания под реальную действительность.

Действия конкурентов, использующих нечестные методы, нарушают:

  • Конституцию Российской Федерации (статья 34, о запрете создания монополии и недобросовестной конкуренции);
  • «Закон о защите конкуренции».

Правовая защита взаимоотношения участников рынка обеспечивается специальной службой ФАС на федеральном уровне. В ее обязанности входит ограничение роста монополизации и содействие развитию малого бизнеса.

Во время создания монополии одна крупная компания обычно захватывает большую часть рынка, самостоятельно устанавливая стоимость своей продукции, в том числе и самых важных товаров. Потребители не могут оказать влияние на такую деятельность.

Если продукция имеет жизненно важное значение, то ее придется приобретать вне зависимости от величины цены.

Таким образом, производитель получает огромную прибыль и препятствует возникновению новых мелких фирм в выбранной области. ФАС занимается отслеживанием конкуренции на рынке и принимает необходимые меры по исключению создания монополии. А малый бизнес может спокойно развиваться в таких условиях.

Законодательство указывает, что нарушители в области конкурентной борьбы могут понести определенные последствия. Наказание понесут все субъекты, пренебрегающие установленными нормами.

Последствия:

  1. Денежный штраф от 12 тысяч рублей на должностное лицо;
  2. Взыскание от 100 тысяч рублей для организаций, использующих запрещенные способы конкуренции;
  3. Взыскание в 20 тысяч рублей для должностного лица, которое применило интеллектуальную собственность конкурента;
  4. Денежное взыскание в пределах 0,01% – 0,15% (минимум 100 тысяч рублей) от стоимости объекта интеллектуальной собственности – для должностного лица;
  5. Уголовное наказание, если потерпевший понес убыток на сумму не меньше 5 миллиона рублей или же нечестный конкурент получил доход, равный той же сумме, своими противоправными действиями (следует вовремя составлять иск в суд, иначе нарушитель избежит получения наказания, и справедливость не будет установлена).

Борьба с недобросовестной конкуренцией

Необходимо вовремя пресекать любые нечестные действия в вашу стороны, существует уже сформированная рыночная практика касательно этого вопроса.

Следует выделить самые действенные методы противостояния несправедливым конкурентам:

  • Очень важно пресекать какие-либо попытки посягательства со стороны любого конкурента. Руководитель может сделать это самостоятельно, однако это непростое занятие.

Обычно служба безопасности нанимается крупной компанией, она, в свою очередь, защищается интересы предприятия и проверяет каждого сотрудника и клиента с помощью специальной базы. Эти задачи могут осуществляться на малых предприятиях опытным юристом или человеком со связями.

Классификация недобросовестной конкуренции.
  • Стоит уделить время изучению всех деловых партнеров, сфере их занятий, влиянию на рынке.
  • Очень важно вводить внутренние акты компании, которые касаются взаимоотношений работников со сторонними лицами для компании. Сюда входит неразглашение коммерческой тайны. Тут вы узнаете, что представляет собой коммерческая тайна и что к ней относится.
  • Нужно защищать собственные плоды интеллектуальной деятельности и ограничивать доступ к ним третьим лицам.
  • Следует избегать ситуаций, когда наемный работник захочет уйти к конкуренту. Возрастают риски разглашения информации стороннему предприятию.
  • Стоит регулярно наблюдать за внутренними процессами в фирме. Важно учитывать отношения между сотрудниками и способствовать созданию доброжелательной обстановки.
  • Реагирование на слухи о фирме. Необходимо вовремя опровергать все недостоверные данные и сплетни о компании в СМИ, чтобы не потерять доверие клиентов.

Что такое профессиональная тайна компании и как она соотносится с коммерческой тайной вы можете прочесть здесь.

Составление жалобы в ФАС

Нужно обращаться в антимонопольную службу для действенной и законной борьбы с нечестным конкурентом. Составление заявления является первым и самым важным этапом.

Его можно отправлять в свободном формате, соблюдая следующие требования:

  • Форма документа должна быть письменной;
  • В качестве адресата заявления должен выступать управляющий региональным подразделением службы.
  • Документ должен быть дополнен доказательствами существования нечестной конкуренции (заявление не будет рассмотрено при отсутствии подтверждения).

Сведения, которые необходимо указать в заявлении:

  • Дата;
  • Подробное описание случившегося;
  • Причина обращения в службу;
  • Разделы из законодательных актов, которые не были соблюдены;
  • Информация о нарушителе;
  • Ваши личные данные (ФИО, контактная информация и юридический адрес);
  • Ваша подпись.

Через месяц вам придет ответ с принятым решением, иногда срок продлевают до двух месяцев. Это происходит при необходимости проведения дополнительного расследования вашего вопроса.

Иногда ФАС присылает сообщение с отказов в рассмотрении отосланного ранее заявления.

Это содержит в себе некоторые причины:

  • Содержание нецензурных выражений в используемых фразах, а также оскорблений, угроз управляющему отделом антимонопольной службы.
  • Неграмотное составление текста (наличие существенных ошибок как в орфографии, так и пунктуационных).
  • Если требуемое вами решение проблемы может привести к нарушению закона или разглашению государственной тайны.
  • Составление заявления непонятным почерком, когда слова невозможно разобрать (лучше всего набрать текст на компьютере и распечатать).
  • Анонимная отправка письма (такой род заявлений не учитывается вовсе).
  • Получение ответа на запрос в прошлом. Переписка должна вестись на постоянной основе, а само обращение в ФАС нужно осуществлять один раз.
  • Нужно умещать все необходимые моменты в одном варианте письма.
  • Заявление может не содержать всех необходимых данных о составителе.

Нужно сразу составлять легко читаемый и грамотный текст, учитывать все требования, тогда и ответ от ФАС придет значительно быстрее.

Заключение

Хоть недобросовестная конкуренция является очень частым явлением, с ней вполне можно справиться. Для этого необходимо пользоваться представленными советами и избегать указанных ошибок.

В случае с конкуренцией самой главной ошибкой является бездействие. Имея необходимые знания в данной области, можно легко справиться с нарушителями и их вредоносными действиями, направленными в вашу сторону.

Что представляет собой недобросовестная конкуренция вы можете посмотреть тут:

Позвоните по телефону +7 (499) 288-03-12 или задайте вопрос и получите ответ юриста через 5 минут. Консультация бесплатная!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

20 + 3 =