6 этапов проведения реорганизации путем слияния

0
266
Когда возможна реорганизация в форме слияния?

Слияние является одной из форм реорганизации, которая применяется при нерентабельности производства, для значительного повышения уровня эффективности и вывода бизнеса на более высокий уровень развития.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-64-91 Это быстро и бесплатно!

Слияние как форма реорганизации

Это объединение нескольких предприятий под началом одного доминирующего с целью увеличения мощностей и образования нового объекта.

В роли доминанта выступает производство с большим капиталом и с развитой структурой.

Важно: при этом акционеры предприятий, которые примкнули к нему остаются при своих акциях, таким образом, они не теряют дивиденды, изменяется только производственный процесс и название компании. Тут вы узнаете, как выплачиваются дивиденды учредителям ООО.

Это основное отличие слияния от поглощения в процессе, которого учредители теряют свои акции в результате их выкупа.

На сегодня данный процесс достаточно распространенный, как вид внешней оптимизации производства для повышения мощностей, при этом он менее энергозатратен, чем внутренняя оптимизация производства – внедрение оборудования, разработка технологий и прочее.

Что представляет собой слияние и поглощение компании вы узнаете в этом видео:

Законодательная база

Регулируется процесс сияния следующими нормативными документами:

  • Ст. 57, 58 ГК РФ от 1994 года, редактированные в 2015 году – регулируются основы процесса слияния, а также устанавливается переход прав и обязанностей по данной форме;
  • ФЗ № 135 от 2006 года о защите конкуренции, гл. 7 Государственный контроль над экономической концентрацией, редакция закона произошла в 2015 году – определяются сроки проведения сделок, и условия для их создания, определяются лица, которые обязаны выполнять весь процесс, и указывается на меру ответственности;
  • ФЗ № 208 от 1995 года об акционерных обществах;
  • ФЗ № 14 от 1998 года об ООО;
  • ФЗ № 312 от 2008 года – регулирует законность отчуждения долей, указывает на необходимость нотариального удостоверения сделок, фиксирует цену.

статья 57. реорганизация юридического лица

1. реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.
ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.
особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.
2. в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. с момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.
3. в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
4. юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

Пошаговая инструкция слияния

Слияние является сложной формой реорганизации, так как в ее ходе используется много методов и этапов.

Чтобы сделка не повлекла нежелательных последствий необходимо ее совершать согласно требованиям законодательства, соблюдая очередность применения основных этапов:

  1. Определение с участниками процесса – изначально необходимо определить, сколько будет участвовать предприятий в слиянии фирмы, при этом они обязательно должны быть одной правовой формы, если формы разные перед слиянием необходимо выполнить переход одного из участников в необходимую форму хозяйствования.
  2. Принятие решения – после того, как участники процесса определены, необходимо провести общее собрание акционеров обществ, на котором следует составить протокол с соответствующим решением, также в него необходимо внести все особенности относительно проводимой процедуры:
  • Сроки проведения преобразования;
  • Порядок проведения реорганизации;
  • Какие вопросы необходимо в процессе совершения сделки решить.

Как проводится реорганизация ООО путем выделения вы узнаете здесь.

Основные формы реорганизации юридического лица.

Кроме этого следует уточнить порядок:

  • Подписания договора;
  • Уведомления государства;
  • Составления передаточного акта.

Также важно уполномочить общим решением одно предприятие на подачу документов в государственные органы.

Важно: общее собрание уполномоченной организации и составление соответствующего протокола должно датироваться днем позже после остальных.
  1. Уведомление соответствующих органов – оповещение соответствующих органов происходит не позже 3-го дня с момента принятия решения о слиянии, при этом в органы регистрации обращается уполномоченная компания, а в ФНС каждая организация самостоятельно по месту регистрации.
  2. Сообщение кредиторам – не позже 5-и дней с момента принятия официального решения. Уведомлять кредиторов необходимо официально в письменной форме, лучше это выполнить заказным письмом с уведомлением, в котором кредитор при получении поставит свою подпись, используемую далее как доказательство своевременного информирования. В уведомлении следует кроме сообщения о реорганизации, указать ее сроки, количество участников и предложить варианты дальнейшего сотрудничества.

Важно: кредитор вправе отказаться и потребовать досрочного погашения займа.

  1. Извещение общественности – выполняется уже после реорганизации и наличия на руках руководителя соответствующих документов.

Информирования выполняется дважды – первый раз после получения свидетельства о регистрации новой фирмы, второй раз через месяц уже в процессе обустроенного рабочего процесса.

  1. Уведомление всех лиц – необходимо известить всех партнеров, которые являются поставщиками сырья или потребителями готовой продукции, во-первых, это важно из этических соображений, во-вторых, они вправе знать о любых изменениях в статусе партнера.

Подготовка документов и соблюдение сроков

Для получения регистрации, в регистрирующий орган следует представить такой пакет документов:

  • Заявление от каждого участника с указанием реквизитов и факта абсолютного согласия в проведении процесса;
  • Официальное решение совета директоров каждой организации отдельно;
  • Договор слияния, в котором указаны условия реорганизации, сроки проведения, требования обязательные к соблюдению, ответственность в случае нарушения договоренностей;
  • Передаточный акт, указывающий на объем переходимого имущества и штатную численность работников;
  • Квитанция об уплате госпошлины.
Важно: все документы должны содержать только достоверную и актуальную информацию, четко прописанную, без совершения ошибок.
Формы реорганизации и документы.

Передача имущества, прав и обязательств

После документального оформления всего процесса необходимо выполнить передачу имущества и прав на деле:

  1. Составление передаточного акта – он содержит информацию обо всем недвижимом и ценном имуществе на последнюю отчетную дату. Включать в акт следует все, что представляет собой ценность – интеллектуальная собственность, движимое и недвижимое имущество, основные средства, в качестве, оборудования, технологий и прочее.

Формировать документ можно одним листом, а можно составить к основным пунктам, указанным в акте приложение, в котором следует подробно описать каждую позицию.

Важно: документ должен содержать сведения только об актуальном имуществе, которое в дальнейшем принесет пользу, недопустимо вносить, то чего уже давно нет, но оно числится на балансе или то, что сломано и испорчено.

  1. Передача требований и обязательств – кредитные обязательства каждой фирмы переходят к только что сформированной, при этом нет разницы каким образом они возникли – официальный договор с кредитным учреждением или на словах с кредитором, в любом случае со всеми долгами придется рассчитываться;
  2. Передача счетов и филиалов – любое подразделение необходимо засчитать во владения новой фирмы преждевременно, счета в банке следует переоформить на новое предприятие, согласно регистрационным документам и договору слияния, кроме этого необходимо перевести на новую фирму все прежде заключенные сделки;
  3. Передача недвижимости – необходимо обратиться в Госреестр с соответствующим пакетом документов и квитанцией об уплате пошлины для официального переоформления недвижимости, так как наличие одного только передаточного акта является несущественным;
  4. Интеллектуальная собственность и лицензирования – если прежде фирма использовала патенты и лицензии в своей деятельности, новому предприятию придется все это на себя переоформить.
  5. Перевод персонала – можно выполнить в два способа:
  • Выполнить обычный перевод работника по стандартной форме, при этом работник вправе отказаться от перевода и уволиться в классическом варианте по собственному желанию.
  • Можно работникам просто продолжить работать в привычном режиме, а в трудовую необходимо внести запись о реорганизации предприятия, например, «ООО «Сегмент» реорганизовано путем слияния 20.03.2017 года с ООО «Алекс».

При этом данный переход допустимо выполнять в несколько вариантов в зависимости от потребностей владельцев:

  • Самостоятельно – тогда участники процесса самостоятельно все выполняют, что требует время;
  • При помощи посредника – занимается всем юрист, при этом собственники экономят свое ценное время, но несут материальные затраты.

Плюсы и минусы слияния

Слияние имеет неоспоримые преимущества перед прочими видами реорганизации:

  • Компании полностью ликвидируются, и вместо них формируется новое предприятие;
  • При этом акционеры полностью сохраняют свои доли;
  • Оспорить такое правопреемство достаточно сложно, проще поднять документы старых предприятий;
  • Новая компания полностью принимает обязательства фирм, вошедших в нее.

Недоставки совершенно незначительные, но о них необходимо помнить перед началом процесса:

  • Слияние несколько дороже, нежели присоединение, так как формируется новая организация;
  • Реорганизация в форме присоединения требует индивидуальной персонификации каждой организации в ПФР.

Заключение

Слияние – это возможность организации, которая исчерпала свои ресурсы, получить вторую жизнь в составе одной большой компании.

Что представляет собой реорганизация через слияние — смотрите тут:

Позвоните по телефону +7 (499) 653-64-91 или задайте вопрос и получите ответ юриста через 5 минут. Консультация бесплатная!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

13 − один =