Как мирно урегулировать коллективные трудовые споры

0
205
Рассмотрение коллективного трудового спора.

Под коллективным трудовым спором, правоведы РФ раскрывают понятие неприязненных отношений при возникновении разногласий между персоналом предприятия  и руководством.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-64-91 Это быстро и бесплатно!

Повод для претензий может быть разным, это не удовлетворительные условия труда или уровень заработной платы. В идеале конфликты должны быть разрешены в момент их появления, юридическая практика показывает рост судебных исков в данной сфере деятельности.

Руководство и коллектив: отношения

Взаимоотношения руководства и коллектива предусмотрел законодатель, поэтому разработан и утвержден Федеральный закон №197 в 2001 году, который претерпел изменения в июле 2018 г. в нём утвержден порядок разрешения трудовых споров на местах.

Трудовой кодекс утверждает, что все разногласия должны быть урегулированы с учетом мнения, выбранных рабочими представителей.

Характерные особенности конфликтных ситуаций

Чтобы понять, как погасить вспыхнувший огонь между людьми в рабочем коллективе разного статусного уровня, предстоит разобраться с его источниками возникновения.

Ситуации с разногласиями можно разделить на основные характерные виды:

  1. Разбирательства происходят в отношении соблюдения коллективного договора в соответствии с трудовым законодательством и наделения полномочиями группы работников, если не заметна деятельность профсоюза.
  2. Работники не могут договориться с руководством о создании достойного труда в нормальных социально-экономических условиях, их не допускают до участия в разработках локальных актов, чтобы с помощью правовых установок изменить, создавшееся положение на рабочих местах.

В чем особенности коллективных трудовых споров? Смотрите видео:

Взаимоотношения правящего класса и подчиненного контингента, вне зависимости от перипетий экономики и политики, всегда были и будут сложными.

Это можно увидеть на  разделении характера споров, на их повышенный уровень накаленности в период деятельности. Аналитики изучают все моменты, чтобы рекомендовать должностным лицам, применение эффективных способов мирного урегулирования разногласий.

Признаки коллективных трудовых споров

Конфликт может возникнуть на разной почве и уровнях взаимодействия между трудовым контингентом.

Правоохранители выявили основные характерные признаки различных споров:

  • внутри одного коллектива, работающего на определенном предприятии, фирме, представительстве;
  • федерального уровня в момент переговоров относительно социальных и трудовых отношений;
  • региональных, образованных  субъектом РФ;
  • профессиональных — разногласия могут совпадать с отраслевыми по субъектам и общероссийским отраслям;
  • территориальных, следует учесть, что все споры происходят на определенной территории страны. В данном случае, имеется ввиду строгое ограничение претензий в регионе или каком-то отдельно взятом районе – Крайнем Севере, Ставропольском крае, Ненецком автономном округе.

Какого бы уровня не возник конфликт, разрешать его предстоит, если местная власть не способна, вышестоящим инстанциям.

Развитие конфликта

Врач, приступая к лечению больного, проводит диагностику, выясняет причины его заражения. Точно так же аналитики рекомендуют приступать к разрешению нездоровых отношений в коллективах.

Прежде всего, предстоит определить, на какой почве возник спор:

  • социальной;
  • экономической;
  • правовой.
Часто изменения в финансовом состоянии организаций приводит к конфликтной ситуации. Руководитель старается улучшить положение предприятия с помощью снижения зарплаты  наемных работников.

Юристы поясняют, что благоприятные условия для разногласий проявляются в условиях:

  • правовой безграмотности;
  • противоречивости нормирования;
  • несовершенства законодательства и его трактовки.
Коллективный трудовой спор. Фото: ppt-online.org

Участники конфликтных ситуаций, каждый по-своему, толкуют законодательные положения, права и обязанности исполнителей и руководителей. Подстрекают рабочих к возникновению спора — уровень низких зарплат под влиянием неблагоприятных социальных условий.

Обоснования

Виновником конфликта на предприятии не обязательно может стать руководитель. Работодатель и работники могут по-разному воспринимать, как должны осуществляться производственные действия.

Со стороны сотрудников:

  • нарушается дисциплина;
  • отсутствует исполнение приказов и распоряжений начальника;
  • не правильное понимание своих обязанностей.

Административный аппарат:

  • неправомерно понуждает к сверхурочной работе;
  • обещания о премиальных за выполнение определенного объёма работ не выполняются.
В каждом случае конфликт создаётся в индивидуальном порядке, его нужно внимательно исследовать, чтобы оздоровить отношения.

Когда возникают споры

В коллективах, несмотря на индивидуальность, присутствуют общие причины, которые повлияли на нормальные отношения трудового общества в производственных компаниях.

Все случаи зафиксированы социологами, к ним можно отнести:

  • рабочие трудятся в условиях антисанитарии и при отсутствии безопасности;
  • предприятие не организовано, не соответствуют нормативы различных процессов.

Как решаются коллективные трудовые споры? Ответ в видео:

Повод для неудовольствия всегда можно объяснить:

  • отсутствием заработка из-за низкого уровня;
  • руководство не слышит возмущений персонала и не договаривается с нижестоящими должностными лицами;
  • на предприятии часто происходит сокращение штатного расписания, поэтому увольняют работников;
  • оклады и тарифы не соответствуют трудоёмкости работы;
  • потребительские цены растут, а зарплата снижается.
В обществе, замешенном в скандале, существуют стороны, каждая из которых считает себя правой, кто-то должен рассудить правильно участников, вывести их из неприглядной ситуации.

Способы разрешения трудовых споров

Когда администрация не способна мирно урегулировать свои отношения с сотрудниками им предстоит приготовиться к изучению правовых методов, чтобы применить на практике.

Работникам предстоит изложить в письменной форме свои претензии, их утвердить на общем собрании. Чтобы послание было правомочным, его принимают не меньше половины всех штатных сотрудников.

Процедура примирения происходит поэтапно:

  • вначале вопросом занимается примирительная комиссия;
  • привлекают к разрешению спора посредника;
  • заканчивают конфликт в трудовой арбитражной инстанции.

Как правильно сформировать фонд оплаты труда? Читайте по ссылке.

На каждом этапе существуют свои условия  и требования к фигурантам неблагоприятных взаимоотношений.

Работа членов комиссии

Состав примирительной комиссии создают участники конфликта, представителей от каждой стороны должно быть равное число, действовать они обязаны равноправно. Образование подобной группы происходит в приказном порядке.

Указание исходит от главы предприятия, исполнить формирование комиссии должны за 3 рабочих дня с момента поступления руководителю письменных претензий. На рассмотрение ситуации даётся срок  5 рабочих дней.

К чему стремятся посредники

Посредник начинает действовать на втором этапе, когда комиссия не предоставила положительных результатов.

Существуют специальные службы, которые обучены в этой сфере деятельности, и когда к ним обращаются, они посылают своего сотрудника, опытного и компетентного в разрешении трудовых споров. Порядок его действий направлен на непредвзятость и независимость.

Виды коллективных трудовых споров. Фото: ppt-online.org

Он работает 7 дней, а по завершению принимается согласованное решение, которое фиксируют в протоколе, туда же заносятся разногласия, если стороны не пришли к единому консенсусу. Целью посредника является снятие конфликтной ситуации.

Какую роль играет арбитраж

Действия арбитра по трудовым спорам направлены на достижение цели: примирить окончательно стороны. Решить вопрос в правовом ракурсе.

Возможно, у них не получится всех удовлетворить, но грамотно разобраться и правильно объяснить свою юридическую позицию члены трудового арбитража обязаны по роду своей деятельности.

Как следует оформлять ненормированный график работы, чтобы в дальнейшем не было проблем? Узнаете тут.

Создается подобный правовой инструмент на время разрешения конфликта,  образованного в конкретном коллективе. Формируют его в количестве 3 человек, направляет специалистов посредническая служба или утверждают членов с каждой из сторон.

Участники прецедента сами решают:

  • кто способен рассудить отношения в коллективе;
  • разработку регламента действий;
  • распределение полномочий.

Если стороны пришли к единому мнению, условия завершения процедуры фиксируют в акте, а коллектив продолжает  работать.

Какие меры принимает руководитель

В документе, созданном комиссией или арбитром, указаны способы урегулирования конфликта.

Руководитель стремится:

  • повысить зарплату и впредь не задерживать;
  • улучшить условия труда, установить кондиционеры, разработать нормированный график занятости.

 

В каждом случае предпринимаются те действия, из-за которых произошел раздор. Никому не интересна текучесть кадров и разборки на высшем уровне.

Инстанция, которая способна примерить всех

К единому мнению трудно прийти. Рабочим никто не сможет запретить обратиться в суд с исковым заявлением на своих руководителей. Это возможно только после прохождения через все правовые меры воздействия.

В судебной инстанции не примут заявления, если не было мирного урегулирования спорной ситуации, это позиция судей. Разрешено защищать свои права с помощью прокурора. Для этого, группе недовольных лиц, нужно подать заявление в Прокуратуру РФ.

Действия данного органа:

  • рассмотрят ходатайство;
  • выявят нарушения;
  • возьмут письменные объяснения от работодателя, заявителя.

В праве правоохранительного органа создать представление с указанием причин, которые предстоит устранить, если документ не повлияет на исправление недостойных фактов, дело направляют в суд. В этом случае инициатором будет прокурор.

Заключение

Незнание законов не служит причиной, чтобы их нарушать. Когда человек берет на себя обязанность руководить людьми, автоматически на него накладываются обязательства о благосостоянии своих сотрудников.

Если нет таких возможностей — всем стать хорошим, всегда можно найти ключ и договориться, но не доводить предприятие до глобальных производственных конфликтов, в которых должны разбираться посторонние граждане.

Позвоните по телефону +7 (499) 653-64-91 или задайте вопрос и получите ответ юриста через 5 минут. Консультация бесплатная!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

шесть − 1 =