5 основных правил заполнения трудовой книжки при увольнении


Заполнение трудовой книжки, как и прочих документов, должно выполняться грамотно, без каких-либо ошибок и опечаток, так как это личный трудовой документ гражданина, который фиксирует рабочий период каждого человека.

Законодательная база

О данном документе идет речь в следующих нормативных актах:

  • Ст. 66 ТК РФ – обязанность нанимателя вести индивидуальную трудовую на каждого специалиста, если место в его компании для последнего основное, и он проработал на нем свыше 5 дней, при этом этот вариант касается всех работодателей без исключения – предприятия и ИП;
  • Постановление Правительства от 2003 года № 225 указывает на правила заполнения и хранения трудовых книжек;
  • Постановление Минтруда от 2003 года № 69 инструкция по формированию записи в документе;
  • Письмо Минфина от 2007 года № 03-01-15/9-286 указывает на то, что трудовые книжки не подлежат утверждению, подобно бланкам строгой отчетности.

ТК РФ Статья 66. Трудовая книжка

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Работодатель (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Кто обязан формировать записи в трудовую

Важно: трудовую книжку при увольнении заполняет сотрудник отдела кадров, он обязан внести в нее все необходимые сведения поставить свою подпись и печать организации. Также в документе должен расписаться руководитель предприятия.

Как вносить запись в трудовую книжку о приёме на работу и об увольнении – смотрите тут:

При заполнении кадровик должен соблюдать следующие требования:

  • Трудовую необходимо заполнять сиреневой, фиолетовой или красной ручкой, игнорирование этих требований может привести к утрате документом законности;
  • Нельзя и недопустимо сокращение слов, предложений и прочее;
  • Все указанные данные необходимо тщательно проверить и предоставить на проверку владельцу документа, после изучения записи он обязан в случае согласия поставить свою подпись;
  • При этом запись должна точно копировать обоснования увольнения в приказе;
  • Также книжка обязательно содержит статьи закона и реквизиты приказа.

[stextbox id=’alert’]День выдачи трудовой, это день увольнения работника, то есть последний его рабочий день, к этому числу она уже должна быть заполнена и проверена.[/stextbox]

Инструкция по заполнению трудовой при увольнении

Заполнение трудовой книжки может выполняться по различному сценарию, но при этом существуют определенные правила, которые неизменны в любом случае.

При формировании записи следует:

  • В 1-й колонке указать порядковый номер записи, к примеру, 11;
  • Во 2-й указать дату осуществления записи, то есть это дата последнего рабочего дня или дня увольнения работника;
  • В 3-й графе указать причину увольнения, здесь будут в различных случаях существенные различия, так как причины расторжения правоотношений и разъяснения к ним бывают разными;
  • В 4-й делается ссылка на указ руководителя, указываются его реквизиты и дата формирования.

Также необходимо соблюдать особенности внесения записи в трудовую в соответствии с причиной расчета.

5 основных правил заполнения трудовой книжки при увольнении
Пример внесения записей в трудовую книжку.

Нюансы заполнения в различных ситуациях

По решению сотрудника

[stextbox id=’black’]Если увольнению предшествовало заявление сотрудника о подобном желании, и работодатель отпускает его с легкой душой, то необходимо указать «Увольнение по собственному желанию», при наличии существующей причины для подобного увольнения важно продолжить запись формулировкой «В связи с…».[/stextbox]

По каким правилам составляется заявление на увольнение по собственному желанию – читайте в публикации по ссылке.

Обоюдное решение

Такой вариант встречается не реже, нежели предшествующий случай, тогда в 3-й графе трудовой нужно указать «По соглашению сторон» и сделать ссылку на ст. 77 п. 1 ТК РФ. Тут вы узнаете, как составить заявление на увольнение по соглашению сторон.

ТК РФ Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора

Основаниями прекращения трудового договора являются:
1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса);
2) истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
3) расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса);
4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса);
5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);
6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения (статья 75 настоящего Кодекса);
7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса);
8) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 настоящего Кодекса);
9) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1 настоящего Кодекса);
10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса);
11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Прекращение деятельности организации

Так как ликвидация – это предварительное решения владельца или собрания учредителей, то при увольнении в связи с ликвидацией запись должна указывать на инициативу руководства, то есть она буде сформулирована следующим образом «По инициативе работодателя в связи с ликвидацией компании», при этом следует указать ссылку на п. 1 ст. 81 ТК РФ.

Смерть трудящегося

В случае смерти работника нужно обязательно полностью оформить трудовую книжку, в этом случае необходимо указать «В связи со смертью» при этом указывается, как основание п. 6 ст. 83 ТК РФ.

[stextbox id=’info’]После надлежащего заполнения документ вместе с выплатами передается родственникам под расписку и при предоставлении ими документов, подтверждающих родство или же по письменному требованию одного из родственников выслать все заказным письмом.[/stextbox]

Сокращение штата или численности

В этом случае используется ссылка на п. 2 ст. 81 ТК РФ, и указывается запись «По сокращению численности работников». Как начисляются выплаты при увольнении по сокращению штатов – читайте здесь.

5 основных правил заполнения трудовой книжки при увольнении
Образец записи в трудовой об увольнении.

В случае отказа от перевода

Существуют такие варианты, когда предприятие переезжает в новый регион и один из сотрудников против подобного переезда или же сотрудника просто переводят на новое место работы по медицинским показаниям. А он отказывается и тому существует множество причин, начиная от худших условий труда и заканчивая низкой зарплатой или несогласием семьи на переезд.

В таком случае в трудовую делается запись, что увольнение произошло по причине отказа от перевода на основании ст. 77 п. 8 ТК РФ.

При увольнении директора

Увольнение директора может произойти по разным причинам, указанным в ТК РФ, при этом запись в трудовую книгу формируется примерно следующим образом «Уволен общим собранием акционеров общества такого-то на основании принятого единодушного решения о расторжении трудового договора согласно ст. 278 п. 2 ТК РФ».

Общие правила и пример заполнения трудовой книги

Так как общего мнения по формулировке записи не существует, то ее формирование вызывает множество трудностей.

[stextbox id=’warning’]Важно: указывать в документе необходимо такую запись, как она цитируется в законе, к примеру, «Расторжение трудового договора по инициативе работника» так сказано в ст. 77, а не «По собственному желанию».[/stextbox]

Из-за разных формулировок в законодательных актах и мнения разделились – одни считают, что на основании ст. 66 необходимо указывать уволен, а другим больше по душе слово расторгнут договор или прекращен.

Третьи лица считают, что необходимо запись формировать идентично приказу, в то время как унифицированная форма приказа гласит, что он издан на основании расторжения трудового договора.

К тому же нецелесообразность применения слова «уволен» подтверждает и практика, так как нельзя уволить усопшего человека. Здесь более приемлемо использовать слова расторгнут договор или прекратил существование.

Пример оформления

12 30 11 2017 Договор  расторгнут по инициативе работодателя в связи с сокращением численности  работников в организации пункт 2 часть 1 статья 81 Трудового кодекса  Российской Федерации Приказ  от 30.11.2017 No 65-У

Если в ходе заполнения была внесена неверная запись или необходимо аннулировать уже готовую запись, так как обстоятельства изменились и работник остается на рабочем месте, то зачеркивание ненужной записи является неправильным решением проблемы.

Необходимо ниже под следующим порядковым номером написать, что запись под таким-то номером является недействительной и ниже написать правильную запись.

Пример:

  1. 02. 02. 2017 «Уволен в связи с ликвидацией предприятия …»
  2. 03. 02. 2017 «Запись №3 является недействительной».

Заключение

[stextbox id=’alert’]Заполнение трудовой книжки требует предельного внимания, спокойствия и собранности, так что перед данным занятием работник кадровой службы должен отложить все дела на потом и не отвлекаться на пустяки, так как от правильной записи зависят дальнейшие события в жизни увольняемого.[/stextbox]

По каким правилам осуществляется оформление трудовой книжки – смотрите в этом видео:

Подписка на FBM.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных экономических новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( Пока оценок нет )
redactor2/ автор статьи
FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг