Запросить финплан
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен

Антимонопольная борьба на законодательном уровне в России

Законодательство, связанное с антимонопольной деятельностью – для обычного гражданина это совершенно непонятная тема. Прежде всего, следует понять, что это не отдельный закон, а целый свод нормативно-правовых актов, в чью задачу входит регулирование и защита конкуренции, а также контроль за монопольной деятельностью и ее ограничение. В данной статье мы постараемся рассмотреть основные вопросы антимонопольного законодательства и выяснить необходимые нюансы.

В чем заключаются основные цели и задачи

Основной целью антимонопольных нормативных актов является то, чтобы уменьшать количество монопольных цен, сокращать дефицит товара и перераспределение рынка. Если более понятным языком, антимонопольные нормы направлены на создание здоровой конкуренции в экономической сфере и рыночных отношениях.

К основным задачам можно отнести следующие:

  • Создание свободной экономической зоны в России. Для этого устанавливаются ограничения на ввоз или вывоз товара, сокращается избыточное лицензирование, оказание помощи Российским производителям;
  • Организация максимально открытого и доступного провеса реорганизации организаций, использованием акций, применение нематериальных активов и определенного типа прав;
  • Создание доступных условий для входа на рынок. При этом необходимо выявлять недобросовестных предпринимателей, которые стараются избавляться от более мелких конкурентов, тем самым устанавливая собственные условия и удерживая цены на удобном для них уровне;
  • Формирование таких механизмов, при которых в экономическую деятельность не могли бы вмешиваться представители органов власти, используя при этом муниципальные или государственные структуры;
  • Выявление недобросовестной конкуренции;
  • Создание максимально выгодных условий для представителей малого бизнеса. При этом для них стараются создавать наиболее щадящие условия по налогообложению;
  • Формирование специального надзорного антимонопольного органа;  
  • Регулярное отслеживание положения на рынке сбыта, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Арбитражная практика – антимонопольное и гражданское законодательство:

На каких уровнях принимается антимонопольное законодательство

Фактически, на текущий момент указанные уровни делятся на три основных вида:

  1. Федеральный или государственный;
  2. Принимаемые на уровне субъектов Российской Федерации. В данном случае законодательство берет на себя обязанность по регулированию цен в определенной экономической отрасли, в том числе и естественных монополиях;
  3. Принимаемые местным самоуправлением. На данном уровне может регулироваться деятельность локальных монополий. Так, например, деятельность организаций занимающихся теплом или водоснабжением.

Основная нормативная база

В первую очередь, к основным нормативно-правовым актам следует отнести Конституцию России и Гражданский Кодекс. В качестве фундаментального закона в данном случае выступает Федеральный Закон «О защите конкуренции». В нем прописываются основные правила и требования, предъявляемые к здоровой конкуренции. Также имеются важные моменты, касающиеся подавления монопольной деятельности.

Также, дополнительно, в состав Антимонопольного законодательства входят следующие нормы:

  • ФЗ «О недрах»;
  • ФЗ «О поставке продукции для федеральных нужд»;
  • ФЗ «О связи» и многие другие.

Помимо федеральной нормативной базы, в антимонопольное законодательство входят и региональные документы. К ним относятся:

  • Акты муниципального местного самоуправления, в чью задачу входит регулирование ценообразования на локальном уровне;
  • Постановления Правительства России и иные документы, носящие антимонопольный характер;
  • Региональные определения, осуществляющие контроль за ценами, экономикой и монополией.
Основные нормативно-правовые акты РФ.

Определение Федеральной антимонопольной службы

ФАС, по сути, это единственная государственная структура, в чью задачу входит регулирование вопроса антимонополии. В ее задачи входит:

  • Самостоятельное установление основного предмета регулирования;
  • Издание нормативно-правовых актов, определяющих основные момент монопольной деятельности;
  • Осуществление контроля за исполнением установленных предписаний.

Положения ФАС дают право государственной структуре не только осуществлять контроль, но и привлекать к административной ответственности тех, кто нарушил установленные предписания. К сожалению, такая практика не всегда оказывается целесообразной, поскольку может породить большое количество ошибок и недочетов.

Суть в том, что Федеральная служба практически не ограничена в своей деятельности. Представители ФАС могут требовать любую документацию, осуществлять контроль любых объектов экономической сферы, привлекать к административной ответственности, накладывать штрафные санкции, запрещать сделки.

Также среди возможностей ФАС присутствует осуществление контроля за антимонопольной деятельностью. Государственная структура вправе задавать ее развитие, издавая новые нормативные акты. 

Какие способы воздействия осуществляют антимонопольные структуры

Существует несколько методов, которые используются для регулирования монопольной деятельности. Стоит отметить, что каждый из них имеет как свои преимущества, так и существенные недостатки. Рассмотрим каждый из методов в отдельности.

Репрессивный

Другими словами – наказания, которые могут использоваться буквально в неограниченном количестве, при этом все исключительно согласно законодательным нормам.

Представители, осуществляющую ту или иную деятельность, должны работать согласно букве закона. В первую очередь следует помнить о том, что нельзя злоупотреблять своим положением (в особенности, если оно является доминирующим), при выпуске какого-либо продукта.

Другой вид правонарушения, которое наказывается репрессивным методом воздействия – это завышение ценовой политики или вступление в сговор с другим производителем, для удержания цен на выгодном для себя уровне.

Нередко предприниматели грешили тем, что специально убирали с прилавков тот или иной товар, тем самым создавая искусственный дефицит. Подобная мера также является противоправной. Государственная структура следит за тем, чтобы предприятия искусственно не создавали условия дефицита товара.

Понятия антимонопольного законодательства.

Специально созданный следственный комитет имеет право запросить необходимую документацию и по пунктам разбираться в каждом отдельном деле, накладывая запреты на то, что сочтут противоречащим законодательным нормам. Предпринимателю при этом выдается определенное предписание, которое может исправить ситуацию.

Если же юридическое лицо отказывается от исполнения, государственный орган имеет право наложить штрафную санкцию.

Созидательная мера

Второй вариант воздействия. Суть данной меры заключается в создании максимально равных условий для достижения единого успеха в предпринимательской деятельности. Как это выглядит на бумаге: антимонопольный комитет создает единые условия на территории всей России, к сторонам применяются единые права, обязанности, а также законодательные нормы. Механизмы регулирования направлены на создания единой товарной, финансовой и налоговой политики.

Как это выглядит на деле? Федеральная антимонопольная служба всеми силами старается оказать поддержку представителям малого, среднего и крупного бизнеса, в том числе и в период вхождения в рыночные отношения. В частности, для малого и среднего бизнеса создаются максимально комфортные условия, снижаются возможные препятствия. Все это необходимо для создания здоровой конкурентной атмосферы.

Что за такую помощь требует комитет? В частности, открытую работу и предоставление любой необходимой информации в любое время. Если же предприниматель не готов пойти навстречу государственной структуре, к нему будет применен совершенно другой метод, менее лояльный.

Как обстоит дело за рубежом

На текущий момент в любой промышленно развитой стране имеется специальная служба, регулирующая вопросы, связанные с конкуренцией и осуществляющая контроль за монополиями. При этом создание и отработка антимонопольного законодательства в данном вопросе является первостепенно важным и необходимым.

Анализ практики применения антимонопольного законодательства:

Сейчас в основные задачи антимонопольной программы входит создание максимально выгодных условий для потребителя, развития товарно-денежных отношений и пресечение деятельности недобросовестной конкуренции.

Если брать в пример зарубежные страны, то там работа с монополиями привела к двум вариантам развития. Первый – это полное запрещение монопольной деятельности, а второй, разрешение, но осуществление постоянного контроля. Собственно именно последний вариант и можно наблюдать на текущий момент в России. Хорошо это или плохо, сказать сложно.

При этом следует заметить, что в тех странах, где монополия является разрешенной, существует целый ряд требований, которые устанавливает законодательство. Так, например, обязательная регистрация определенных видов соглашений о создании монополии или жесткое ограничение конкуренции.

Как можно понять, в Российском антимонопольном законодательстве множество нюансов, которые стараются разрешить разные нормативные акты, включенные в основной и дополнительный перечень. При этом стоит помнить о том, что данная структура на текущий момент переживает свой пик развития, из-за чего можно наблюдать большое количество промахов и разного рода недостатков. Постепенно все это будет приведено к единому значению и будет работать слажено на благо экономики страны.
Понравилась статья?
Лайк автору
1
Загрузка...
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен