Запросить финплан
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен

Чем грозит нарушение антимонопольного законодательства?

Многие предприниматели в своей деятельности опираются на всем известный принцип «разрешено все, что напрямую не запрещено законом». Стоит отметить, что данная позиция является в корне неправильной. В частности, понимание этого приходит к закрытию монопольных структур после того, как ФАС выявит нарушения в их деятельности. В данной теме будет рассмотрен вопрос выявления нарушений антимонопольной деятельности и виды наказания, которые используются контролирующим органом.

Обязательны ли к исполнению предписания ФАС

В первую очередь, следует понимать, что ФАС – это уполномоченный государственный орган, которые осуществляет надзор и контроль за монопольной деятельностью, для создания единых рыночных условий для всех представителей малого, среднего и крупного бизнеса. В нее обязанности входит выявление правонарушений и назначение наказаний. Важным нюансом является то, что речь идет не только о совершенных правонарушениях, но и о потенциальных.

Последнее входит в перечень обязательных задач государственного органа. Именно с этой целью хозяйственным субъектам и выдаются разного рода предписания, которые обязательны к исполнению.

Следует понимать, что в случае отказа от исполнения, государственная структура применит наказание, согласно законодательным нормам. При этом может наступить гражданская, административная и даже уголовная ответственность. Все зависит от ситуации. При этом назначенное наказание не отменяет того факта, что выданное ранее предписание должно быть исполнено.

Нарушения в сфере антимонопольного законодательства – итоги:

Виды нарушений и нарушителей в антимонопольном законодательстве

Фактически, виды нарушений могут быть самыми разными. Контролирующий орган рассматривает каждую ситуацию в отдельности, исходя из конкретного случая. Однако к неправомерным действиям может быть причислено следующее:

  • Установление на товар или группу товаров завышенной или заниженной цены;
  • Изъятие товара с прилавков с целью создания искусственного дефицита;
  • При заключении сделки с контрагентами воспользоваться своим монопольным положением для создания заведомо невыгодных условий или заставить контрагента приобрести товар или услуги, которые не были ему нужны;
  • Сокращение количества изготавливаемого товара в период его повышенного спроса с целью увеличения цен на данный продукт;
  • Отказ от заключения соглашения с конкретными клиентами при наличии всех условий;
  • Установление разных цен на одни и те же услуги. Подобными действиями часто грешат компании, занимающие доминирующее положение;
  • Использование так называемых «заградительных» тарифов. Это когда финансовая структура устанавливает завышенные цены на выполнение каких либо операций;
  • Намеренное создание препятствий для других субъектов, которые только входят на рынок.

Это далеко не весь список нарушений, который может выявить при проверке ФАС. Что же касается видов нарушителей, то к ним могут относиться любые хозяйственные субъекты, работающие в экономической и финансовой сфере и осуществляющие монопольную деятельность. 

Как разбираются дела, связанные с нарушениями

Следует понимать, что государственный надзорный орган осуществляет постоянный, буквально тотальный, контроль за экономической сферой. При этом он реагирует на любой вызов или информацию о недобросовестной деятельности или нарушении законодательных норм. Наличие сигнала провоцирует контрольный орган провести проверку. Для этого могут быть запрошены абсолютно любые документы.

Если ФАС обнаружит хоть какое-то нарушение, которое противоречит нормам антимонопольного законодательства, субъекту будет выписано соответствующее предписание для устранения недостатков. Данные предписания являются обязательными для исполнения:

  • Субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
  • Отдельными должностными лицами;
  • Некоммерческими предприятиями;
  • Органами исполнительной власти России;
  • Частными гражданами.

Как уже говорилось, в том случае, если лицо или организация отказались от исполнения выданного предписания, государственная структура будет уже рассматривать вопрос о привлечении к ответственности.

Виды ответственности, к которым может привлечь ФАС

Существенное наказание предусматривается только в тех случаях, когда субъект экономической деятельности, имеющий доминирующее положение, явно злоупотребляет своими возможностями для получения материальной выгоды. В определенных случаях наказание может носить коллективный характер, если имеет место быть явный сговор с целью получения финансовой выгоды.

Соотношение уголовных и антимонопольных норм.

Законодательство предусматривает три основных вида ответственности:

  1. Гражданско-правовая;
  2. Административная;
  3. Уголовная.

Применение гражданско-правовой ответственности

Данный вид ответственности наступает в том случае, если одним субъектом причинен вред другим участникам гражданского оборота, в результате того, что нарушены нормы антимонопольного законодательства.

Отличительной чертой подобной меры воздействия является установление определенной компенсационной выплаты пострадавшему лицу. При этом личность виновного лица в данном случае не рассматривается. Вопрос касается только ответственности одного участника гражданского оборота перед другим. При этом она может быть двух типов, договорная или внедоговорная.

При этом, в первом случае необходим явный момент нарушения заключенного соглашения. При внедоговорной, компенсация выплачивается третьим лицам, которые не были непосредственными участниками заключенного соглашения, но пострадали в результате нарушения законодательных норм.

Виновными могут быть признаны только одна сторона или конкретное лицо, например, индивидуальный предприниматель. Может быть и групповая ответственность, примененная к нескольким субъектам, действующим по предварительной договоренности.

Чаще всего в данном случае наказание предусматривается в виде штрафных санкций в пользу государства, выплате компенсации и передачи прибыли, полученной незаконными действиями, в пользу казны страны.

Административная ответственность

Данный тип ответственности устанавливается статьями КоАП РФ. Что в них прописывается:

  1. Согласно статье 14.9, действия или бездействие, повлекшие ограничения конкуренции, наказываются штрафными санкциями в размере 30 тысяч рублей. Повторное нарушение грозит штрафом в 50 тыс. руб., дополнительно выносится запрет на деятельность сроком на 3 года. При этом данная норма может применяться и к представителям органов государственной структуры;
  2. Совершение антимонопольного нарушения грозит субъекту штрафом в размере 300 тысяч рублей, при этом на руководящий состав накладывается отдельное взыскание в размере от 15 до 20 тысяч. Данная норма прописана в статье 14.31. Указанные формы наказания применяются только к тем, кто нарушит законодательные требования в первый раз, повторение содеянного влечет более жесткую ответственность;
  3. Коллективное нарушение антимонопольного законодательства прописывается в статье 14.32. В данном случае наказание представляется в виде санкции в размере 15 процентов от незаконно полученной выручки;
  4. В статье 19.5 описаны виды наказаний за намеренное неисполнение выставленных требований контролирующим государственным органом;
  5. Статья 19.8 регулирует вопросы, связанные с не вовремя предоставленными отчетами, затребованными контролирующими органами, документами. Наказание в данном случае будет соразмерно вине.
Виды ответственности за нарушения.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольных норм может наступить только в том случае, если размер причиненного ущерба является существенными. В данном случае это может быть недопущение или уничтожение конкуренции конкретным субъектом или несколькими по предварительному сговору.

Данный момент и наказание установлено в статье 178 Уголовного Кодекса России. Помимо весьма внушительной штрафной санкции, к виновному лицу может быть применено наказание в виде 3 лет лишения свободы. Если в деле имеются обстоятельства, которые еще больше отягощают вину, то и ответственность становится более жесткой.

Можно ли обжаловать решение ФАС

Контрольный орган проводит свою деятельность, выявляет нарушения и выписывает соответствующее наказание, в зависимости от степени вины. Если субъект согласен с решением, ему остается только заплатить штраф и работать дальше, стараясь больше не нарушать закон.

Механизм возмещения убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства:

Однако виновное лицо может иметь собственное мнение по данному вопросу и не согласиться с решением государственной структуры. В таком случае пишется возражение по фактам, изложенным в решении ФАС. Также вынесенное решение может быть обжаловано в рамках судебного Арбитражного разбирательства.

При этом, если субъект направляет заявление на обжалование решения ФАС, ему следует учитывать определенные обстоятельства, которые могут принести положительный результат. К ним относятся:

  • Ранее вынесенное контрольным огранном предписание должно быть исполнено точно и в срок, при этом фактического нарушения не последовало;
  • Выявленное ФАС нарушение должно носить формальный характер и никак не влиять на положение равновесия рынка;
  • Отсутствует вред, причиненный третьим лицам;
  • Размер штрафа не соответствует степени вины;
  • Нарушение произошло в первый раз.
Как можно понять, деятельность ФАС направлена на создание максимально правильной работы монополий на экономическом рынке. Поэтому и за нарушениями государственная структура следит очень внимательно. При их выявлении федеральная антимонопольная служба незамедлительно реагирует и привлекает к ответственности виновное лицо. 
Понравилась статья?
Лайк автору
Загрузка...
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен