Оплата покупки на кассе всегда является финальным этапом, независимо от того, что это за магазин: продуктовый, вещевой, хозяйственный, сувенирный и не только. Необходимо учесть еще и огромные очереди, и хотя бы одного человека, который обязательно «зависнет» на кассе по самым разным причинам, увеличивая время ожидания.
Как же становится обидно и досадно, когда кассир заявляет, что покупку по той или иной причине невозможно оплатить. Причины могут быть разные, когда сотрудник магазина на кассе заявляет, что не может принять оплату. Все ли они законны?
Можно насчитать, как минимум, 5 ситуаций, когда такие заявления можно оспорить и потребовать кассира выполнить свои прямые обязанности.
5 требований кассира, которые нарушают закон
Банковские карты не принимаем – только наличные
[stextbox id=’alert’]В наше время сложнее найти магазин, в котором не принимают карты, чем те, где расплачиваться с их помощью возможно. Что же делать, когда кассир говорит, что карты они не принимают? Разумеется, если терминала и технической возможности нет, клиент действительно не сможет использовать банковскую карту. Либо ему придется пойти и вернуться с наличными, либо он уйдет без покупок.[/stextbox]
Сначала необходимо уточнить, что это за карта, к какой платежной системе относится. Если это Виза или Мастеркард, продавец, независимо от оборота и выручки вправе по желанию принимать ее к оплате, либо нет.
В обязательном порядке он должен обеспечить оплату товаров картой национальной платежной системы МИР в следующих случаях:
- если совокупная выручка за предыдущий год по всем точкам превышает 40 000 000 рублей
- если выручка этой точки за предыдущий год превысила 5 000 000 рублей.
Если оборот скромнее, владелец магазина вправе принимать только наличные. Также карты могут не принимать, если нет технической возможности подключения к Интернету.
Покупатели продуктового магазина жалуются, что порой вынуждены уходить из него с пустыми руками:
При оплате картой товар дороже
[stextbox id=’black’]Это незаконно. За безналичные расчеты магазин платит комиссию. Поэтому некоторые стараются переложить эти затраты на плечи покупателей, что является грубым нарушением и карается денежным штрафом, размер которого варьируется в пределах 30 000 – 50 000 рублей. Независимо от способа оплаты, который выбрал покупатель, стоимость товара должна оставаться одной.[/stextbox]
На практике все наоборот. Оплачивать картой немного выгоднее, потому что списывается ровно та сумма, которая должна. Если же товар стоит, например, 149 рублей и 99 копеек, при оплате наличными, сумма в подавляющем большинстве случаев округляется в пользу магазина.
И клиенту, например, с 200 рублей, возвращают не 50 рублей и 1 копейку, а ровно 50 рублей. Только очень дотошные клиенты настаивают на своем, требуя найти и вернуть им эту копейку.
У вас рваная купюра – замените
Нередко бывает так, что откуда-то появляется не самая симпатичная и целая купюра. Не выкидывать же ее, особенно, если номинал большой. Согласно постановлению ЦБ РФ, даже рваная купюра, если сохранилось 55%, считается платежеспособной, и ее обязаны принять.
Кроме того, обязательно должны принимать банкноты:
- порванные, но склеенные
- с одним проколом
- с небольшими надписями или оттисками штампов
[stextbox id=’info’]Кассир магазина обязан принять такую банкноту. Кроме того, он должен быть знаком с этими правилами. У них в наличии должен быть специальный сканер для определения подлинности банкнот, если вдруг возникли сомнения.[/stextbox]
Если же купюра действительно сильно повреждена, но сохранилось хотя бы 50%, ее можно обменять на новую в банке. Это уже делает сам покупатель.
Обман в Магните с акцией и на кассе, а также способы защиты от него подробно расписаны в нашей новой статье на сайте.
Слишком крупная купюра – сдачи нет
На этот случай закон не предусмотрел никаких статей. Хотя, магазин обязан принять даже 5000-ю купюру, если клиент хочет приобрести, например, коробок спичек. Бывают ситуации, когда в кассе нет достаточного количества денег, чтобы вернуть сдачу, либо номинал неподходящий и невозможно собрать нужную сумму.
Но, такие ситуации возникают крайне редко и встречаются лишь в небольших магазинах, стоящих обособленно, когда у продавца нет никакой возможности найти размен. В крупных супермаркетах всегда несколько касс, поэтому они могут разменивать купюры, чтобы отдать сдачу. Кстати, сдачу магазин с 5000 рублей может вернуть разными купюрами и монетами.
Возьмите товар на сдачу
Сейчас такое редко практикуют. Сдачу должны обязательно вернуть деньгами. А вот товар по акции на кассе предлагают почти всегда. Но, это разные вещи. Навязывать товар, говоря, что денег на сдачу нет, нельзя. Это нарушение закона.
И клиент может потребовать свои деньги, даже, если речь идет о копейках. Большинство магазинов делают ставку именно на акционные товары, выставляя их на кассе, чтобы увеличить средний товарный чек.
Как заставить продавца выполнить требования
Заключение
Какие же выводы можно сделать, если подвести итоги? Не всегда кассир не прав. Все зависит от ситуации, магазина, его расположения.
[stextbox id=’warning’]Поэтому, прежде чем закатывать скандал, становиться причиной километровой очереди, лучше трезво оценить ситуацию и подумать, стоит ли отстаивать свои права и принципы, либо проявить лояльность и попробовать общими усилиями найти компромисс.[/stextbox]