По данным исследования компании «Атол», в период с января по сентябрь 2025 года средний чек на покупку нового автомобиля в России достиг 2,33 млн рублей, что на 5% выше уровня прошлого года. Однако спрос на новые легковые машины за тот же период упал на 3%.
Почему цены растут, а спрос падает
Аналитики отмечают, что рост цен связан не только с инфляцией и колебаниями курса рубля, но и с изменением структуры автомобильного рынка. Доступных моделей становится меньше, а доля машин из среднего и премиум-сегмента — выше.
Доцент кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Ильяшенко подчеркнула, что рынок «сужается» и ориентируется на узкую группу платежеспособных покупателей. Массовый потребитель же постепенно уходит с рынка — многие россияне либо откладывают покупку, либо переходят на рынок подержанных автомобилей.
Как изменился рынок новых машин
Если еще несколько лет назад средняя стоимость нового автомобиля в России была близка к 1,5–1,7 млн рублей, то сегодня планка поднимается всё выше. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), к 2025 году структура продаж сильно изменилась:
-
доля автомобилей стоимостью до 1,5 млн рублей сократилась почти до минимума;
-
наибольшим спросом пользуются машины в диапазоне от 2 до 3 млн рублей;
-
автомобили дороже 4 млн рублей уже занимают заметную долю в продажах.
Что происходит с ОСАГО и почему это важно
Ситуацию осложняют и грядущие изменения в сфере страхования. Центробанк совместно со страховщиками предложил поправки в закон об ОСАГО: теперь после ДТП водителю, скорее всего, придется самостоятельно искать автосервис для ремонта. В противном случае ему выплатят компенсацию деньгами — зачастую недостаточными для реального восстановления автомобиля.
Это означает, что содержание нового автомобиля станет еще дороже, а риски для владельцев возрастут.
Кто теперь может позволить себе новый автомобиль
Рынок фактически переориентируется на узкий сегмент: состоятельных покупателей, для которых рост цен не является критичным. Для остальных россиян основными альтернативами становятся:
-
покупка подержанных автомобилей (рынок б/у в 2025 году показывает рост);
-
использование каршеринга и долгосрочной аренды;
-
переход на кредитные программы с господдержкой, хотя их условия стали жестче.
Что дальше
Эксперты полагают, что при сохранении текущей динамики новый автомобиль будет становиться всё более «статусной» покупкой. Если тренд продолжится, к 2026 году средний чек может приблизиться к 2,5 млн рублей, а рынок новых машин окончательно превратится в «элитный».
