Эстонию, как и ряд других государств Евросоюза, в скором времени ждет дефицит электроэнергии, пишет издание «Взгляд». Доступность электричества в республике, как и в целом по Прибалтике, снижается, а стоимость киловатт-часа увеличивается.
Официальный Таллин декларирует, что имеет рецепт борьбы с энергокризисом, да только сработает ли он? Глава эстонского правительства Кая Каллас заявила, что республику спасет переход от устаревшей «грязной» энергетики к передовой, «зеленой». Именно «зеленая» энергетика даст возможность отвязаться от энергетической зависимости от России.
События на Украине, по словам Каллас, демонстрируют актуальность «зеленого переворота» и необходимость отказаться и перестать зависеть от источников генерации, действующих на фоссильном топливе. При этом, сообщает эстонский премьер, правительство Эстонии вскоре представит общественности план зеленого переворота. «Я посетила уезд Ида-Вирумаа, где много тем было связано с зеленой энергетикой», – отметила Каллас.
Однако за красивыми фразами обнаруживается подлинная трагедия. Эстонский уезд Ида-Вирумаа богат залежами сланцев, способных обеспечить страну требуемыми объемами энергии. Но эстонские власти, следуя модному «зеленому» течению, дали понять, что берут бесповоротный курс на отказ от сжигания сланцев с целью генерации энергии. Тем самым лишая жителей уезда надежды на стабильный заработок в сфере добычи горючих сланцев.
В 2022 году у шахтеров Ида-Вирумаа затеплилась надежда, что правительство страны, на фоне разыгравшегося в ЕС энергетического кризиса, пересмотрит планы закрытия сланцевых разрезов. Но премьер Каллас, посетившая Ида-Вирумаа совместно с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, развеяла в пух и прах все мечты, сообщив, что курс на ликвидацию сланцевой отрасли по-прежнему в силе.
Рассуждая об энергокризисе, Каллас говорит, что «Эстония потребляет слишком много электричества, то есть больше, чем нужно». В ближайшей время у Эстонии намечается два выхода, считает эстонский премьер: либо перерывы в поставках электричества, либо экономия и управление потреблением. Говоря об отключениях, как признается Каллас, она никого не запугивает. Просто констатирует тот момент, что эстонцы должны сокращать потребление. Если же этого не сделать, то придется пойти на региональные отключения электроэнергии на несколько часов в сутки.
Но как же эстонцы докатились до такой жизни? Тут следует вспомнить, что в начале лета операторы электросетей Латвии, Литвы и Эстонии решили прекратить закупку «тоталитарной» российской электроэнергии для балансирования своих энергосистем. Так литовский оператор Litgrid обнародовал информацию, что компания с коллегами из Латвии и Эстонии отныне «поддерживает баланс в системе общими усилиями самостоятельно, используя только резервные мощности – свои, Швеции и Польши». Ранее балансирующие перетоки в Балтии осуществлялись с использованием российской электроэнергии через расчеты с компанией «Интер РАО». Но с 22 мая российский оператор остановил экспорт энергии в Прибалтику и ЕС. Отключение произошло после получения «Интер РАО» извещения от европейской энергобиржи Nord Pool о прекращении торговых связей из-за санкций. В середине мая 2022 года по той же причине остановились энерготорги с Финляндией.
Сейчас Прибалтика соединена с Россией лишь техническими (то есть балансирующими) перетоками энергии по приграничным ЛЭП. Латыши, литовцы и эстонцы планируют выйти из энергокольца БРЭЛЛ, соединяющего Союзное государство России и Белоруссии с прибалтийскими республиками со времен СССР. Власти трех прибалтийских стран наметили окончание мероприятий по окончательному выходу к 2025 году.
Но к чему это приведет? Эксперт Vygon Consulting Кирилл Степанченко уверен, что уход российской электроэнергии с Nord Pool существенно повысит цены на киловатт-час. Потребителям в странах Балтии придется раскошеливаться, оплачивая счета за электричество, на $250 млн в год больше только за счет использования более дорогой генерации. Да еще около $150 млн долларов – за дополнительные выбросы СО2.
Сейчас эстонская энергетика уязвима как никогда. Любое ЧП способно поставить на колени всю систему. Латвия и Эстония связаны тремя линиями электропередач. «Из этих трех линий год не работает L301 (Тарту – Валмиера)», – сообщила 1 декабря сотрудница эстонского сетевого оператора Elering Эло Эллермаа. Линию пришлось обесточить в рамках подготовки отсоединения Эстонии от БРЭЛЛ. В случае частых аварий цена за мегаватт-час в Эстонии может взлететь до 4000 евро. При этом, как констатирует Эллермаа, зимний запас мощности в регионе в пиковый час тревожно мал. Понятно, почему в этих условиях Каллас предупреждает население о том, что ему, возможно, в наступающем году придется посидеть без электроэнергии.