Страховщики против реформы ОСАГО: чем грозят новые инициативы Минфина?
Попытки реформирования системы обязательного автострахования снова вызывают бурные обсуждения. Минфин России предложил две ключевые инициативы: компенсацию ущерба при авариях с водителями без полиса ОСАГО и увеличение лимитов выплат. Однако страховые компании во главе с Российским союзом автостраховщиков (РСА) выступили резко против этих нововведений, заявив, что они приведут к удорожанию полисов и росту числа незастрахованных автомобилистов.
Больше выплат — больше проблем?
Первая инициатива Минфина предполагает, что владельцы автомобилей смогут получать компенсацию за ущерб даже в том случае, если виновник ДТП не был застрахован. Сегодня пострадавшие могут рассчитывать на выплаты только при ущербе жизни или здоровью, а восстановление поврежденного автомобиля ложится на плечи виновника. Минфин предлагает изменить это правило, что, по мнению страховщиков, приведет к росту числа водителей без полиса.
«Если можно получить выплату без обязательного страхования, зачем вообще покупать ОСАГО?» — задаются вопросом в РСА. По их оценкам, уже сейчас около 10% автомобилистов (2,5–3 млн человек) ездят без полисов. Нововведение может спровоцировать дальнейший рост этого числа, что в конечном итоге приведет к увеличению нагрузки на компенсационный фонд.
Согласно расчетам страховщиков, для покрытия таких расходов потребуется ежегодно выделять дополнительно около 16–17 млрд рублей. Однако вернуть эти средства за счет регрессных взысканий удается лишь в 6% случаев, а сам процесс может растянуться на 4–6 лет.
Повышение лимитов выплат: хорошо или плохо?
Вторая инициатива касается увеличения страховых выплат. Минфин предлагает повысить компенсации за вред жизни и здоровью с 500 000 до 650 000 рублей, а за ущерб имуществу — с 400 000 до 520 000 рублей.
На первый взгляд, эта мера выглядит логичной, ведь количество аварий с ущербом выше 400 000 рублей с каждым годом растет. Однако страховщики утверждают, что при таком увеличении выплат придется пересматривать тарифную сетку, а это неизбежно приведет к удорожанию ОСАГО.
«Система автострахования строится на четком балансе выплат и поступлений. Если выплаты растут, тарифы тоже придется повышать», — отмечает представитель РСА.
Попытки изменить лимиты обсуждаются уже не первый год. Еще в 2018–2019 годах Минфин предлагал увеличить выплаты за вред жизни и здоровью сразу в четыре раза — до 2 млн рублей. Однако тогда идея не была реализована из-за опасений по поводу роста стоимости полисов.
Чем это грозит водителям?
Основные риски, о которых говорят страховщики, связаны с тем, что новые инициативы могут сделать ОСАГО менее доступным. Если стоимость полиса увеличится, часть автомобилистов просто откажется от него. В свою очередь, это создаст дополнительную нагрузку на тех, кто продолжает покупать страховку, а значит, их расходы будут расти еще больше.
Первый законопроект, касающийся увеличения лимитов выплат, уже внесен в Госдуму и может вступить в силу 1 сентября 2025 года. Вторая инициатива пока остается на стадии обсуждения.
Для автовладельцев это означает одно: в ближайшем будущем ОСАГО, вероятно, станет дороже, а необходимость проверять наличие полиса у других участников движения — еще актуальнее.