The National Interest констатирует, что, Россия и Китай замахнулись на святое – на доллар.
Доля валютных операций с использованием доллара США оставалась стабильной в течение двух десятилетий, и в допандемийный 2019 год составляла 88%. Однако в период пандемии, самоизоляция стран мира и дефицит бюджета США сделали доллар менее привлекательной валютой во всем мире. В результате впервые с 1997 года доля доллара в мировых валютных резервах упала ниже 60%.
Китай, хотя и стал более мощным в военном и экономическом отношении, в 2021 году юань использовался только в 2,7% международных платежей, тогда как доля доллара составила 40,51%, а евро – 36,65%.
Но после вторжения России на Украину ситуация меняется. Российско-китайский альянс пытается привлечь другие страны заманчивым предложением построить финансовую систему, полностью независимую от контроля Вашингтона, что подорвет глобальную гегемонию США.
Россия уже предприняла такие шаги после введения антироссийских санкций, потребовав оплаты за свои энергоносители в рублях, что значительно укрепило рубль и стало убедительным примером для других стран: российская валюта способна противостоять наказанию со стороны крупных западных стран.
Китай эффективно занимается разработкой цифрового юаня. Электронная валюта, отделенная от американского финансового надзора, будет способствовать беспрепятственному расширению китайской инициативы “Пояс и путь”, поскольку Вашингтон не сможет отслеживать транзакции, совершаемые между Пекином и развивающимися странами.
Но даже без учета его цифровой формы юань уже угрожает заменить доллар на ключевых рынках, что может оказать огромное влияние на безопасность США.