Издание Тhe New York Times обеспокоено тем, что украинский кризис может замедлить переход от ископаемого топлива на “зеленую энергетику” и затормозить распространение электрокаров, которое до пандемии набирало обороты.
Подножку электрокарам, конечно же, ставит Россия, которая может ответить на антироссийские санкции, сократив поставки никеля на мировой рынок, а никель – это аккумуляторы электрокаров.
С ростом производства электрокаров и повсеместными заявлениями правительств в ЕС о полном отказе от ДВС, а также из-за пандемии цена на никель стала расти еще до февраля 2022 года. По итогам 2021-го она составляла 20 000 долларов за тонну, тогда как предыдущие пять лет колебалась в пределах 10 000 – 15 000 долларов за тонну.
В конце февраля после начала военных действий Россией цена на никель выросла до 30 000 долларов за тонну. Однако 8 марта случилось страшное: цена на никель взлетела до чуть более 100 000 долларов за тонну, угрожая существованию многих компаний и побудив Лондонскую биржу металлов прекратить торги никелем.
Теперь ситуация с никелем заставляет автопроизводителей и другие компании, которым нужен никель, литий или кобальт, искать способы защитить себя от будущих потрясений.
Например, Audi начала изучать возможность покупки никеля непосредственно у горнодобывающих компаний, но исполнительный директор Маркус Дюсманн, отметил: “Сырье будет проблемой на долгие годы”.
Есть месторождения никеля, например, в Канаде, Гренландии и даже Миннесоте, но их нужно развивать. Процесс займет годы, даже десятилетия, из-за времени, необходимого для получения разрешений и финансирования. Уже сейчас средний ценник аккумуляторной батареи для электрокара удвоился до 1750 долларов. Это при цене никеля до 30 000 долларов за тонну. Пиковые значения 8 марта делают эту сумму еще втрое большей.
При вероятном глубоком экономическом и энергетическом кризисе и снижении доходов, электрокары с аккумуляторами ценой как бюджетная малолитражка вряд ли будут пользоваться ажиотажным спросом.