Традиция тотальных распродаж, именуемая во всём мире “чёрная пятница”, постепенно трансформировалась в банальную уловку маркетологов. Манящие скидки, достигающие значений 70-80%, зачастую оказываются вымышленными, поскольку цена на товар, по факту, не менялась. Как разобраться, где реальная распродажа, а где лишь её имитация?
Вот что сообщает жертва распродаж на одном из форумов: «У мужа День рождения в первых числах декабря, решила в black friday в подарок ему купить четвертую плойку (PlayStation 4 — прим. FBM.ru)» Как оказалось, игровая консоль, которая обошлась ей почти в 26 тыс. рублей, по окончанию дня распродажи в этом же магазина стала продаваться по обычной цене за 21 тыс рублей.
«Ах вы ж маркетологи сраные!!! Ну ладно еще цены перед акцией накрутить, а потом якобы скинуть. Но это уже вообще наглость!» — вскипела раздосадованная покупательница. Ей ещё повезло, что магазин пошёл ей на встречу и принял во внимание доводы, вернув неожиданную наценку в 5 тыс. рублей.
Однако успешно отстоять потраченные деньги удаётся не каждому. Большое количество людей продолжает необдуманного покупать в чёрную пятницу на общей волне ажиотажа, совсем не задумываясь о повседневной стоимости приобретаемых вещей.
В ожидании Нового года
«Чёрной» именуют последнюю пятницу ноября. Традиция устраивать распродажи со скидками до 90% возникла в 60-х годах прошлого столетия, и добралась до России только в десятые года ХХI века, в эпоху дорогой нефти и роста благосостояния россиян. Ноябрьская распродажа набирает популярность вместе ростом популярности интернет магазинов. О «чёрной пятнице» слышали 97% всех покупателей через интернет, – таков вывод совместного исследования сервиса покупок «Яндекс.Маркет» и агентства GfK Rus. Хотя ещё год назад об участии в ноябрьской распродаже не помышляло 60% респондентов, согласно исследованиям «1С-Битрикс».
[stextbox id=’alert’]Если скидка превышает 10-15% – это признак того, что в дело вмешались маркетологи и скидка дутая.[/stextbox]
Елена Кузнецова, руководителя категорийного отдела «Яндекс.Маркет», выделяет два критерия популярности «чёрной пятницы»: «Во-первых, наступающие новогодние праздники — многие хотят заранее купить подарки близким, чтобы не делать это в конце декабря, когда нужных товаров может и не быть, а доставка нередко опаздывает. Кроме того, возникает необходимость в сезонных товарах — теплых вещах или товарах для зимних видов спорта».
[stextbox id=’warning’]Схема заполучения покупательских денег проста: демонстрируется сопоставление двух цен – вымышленной старой и, якобы, новой со скидкой.[/stextbox]
Мы можем наблюдать, как экшн-камера DJI Osmo Pocket в преддверии дня распродаж предлагалась в интернет-магазине за 22 190 рублей, а к «черной пятнице» обнаружилась привлекательная картинка с зачёркнутой старой ценой 41 999 руб. и “скидочной” в 29 544 руб. К аналогичной практике прибегают даже продавцы обычных гастрономов, предлагая свиную вырезку с зачёркнутой обычной ценой 599 рублей и не отличающейся от неё “новой” в те же 599 рублей.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) сообщает о прибыли у онлайн-магазинов в этот период за 2018 год в размере 17,4 млрд рублей. Артем Соколов, президент АКИТ, прогнозирует продолжение тенденции и в текущем году. По данным «1С-Битрикс», 38% жителей страны собираются купить подарков на 5000 рублей, 27% готовы потратить 10 000, остальные 35% — могут выложить ещё большие суммы.
Феномен упущенной выгоды
Нельзя сказать, что фейковые скидки это поголовное явление. Существует реальный дисконт при покупках в «чёрную пятницу» в категории сезонных товаров, когда летнюю и демисезонную обувь или одежду можно встретить с доходящей до 70% скидкой.
[stextbox id=’info’]Эксперты считают, что в основе манипуляций с ценой со стороны продавцов лежит отсутствие регулирующих механизмов, которые уже выработались в США и Великобритании.[/stextbox]
Трюки с ценой – лишь часть приёмов по склонению к покупке. Побуждающими инструментам является, например, таймер с отсчётом оставшегося времени на покупку, или указание, что остался последний экземпляр товара. У покупателя срабатывают триггеры – раз товар нарасхват, значит он действительно классный, и поскольку товар последний, я могу его упустить.
Многие просто забывают, что основным правилом рынка остаётся ажиотаж – там, где он искусственно создаётся, подогреваются и цены. Если кто не знал: красная икра дорожает примерно на четверть к Новому году, так почему бы не дорожать электронике к Чёрной пятнице? Таким образом, рациональнее всего покупать не перед Новым годом, а несколько позже, на спаде праздничного ажиотажа.
Всё под контролем
На что нужно обращать внимание, чтобы не стать жертвой ложных скидок? Для начала нужно сравнить цену на интересующий товар в нескольких интернет-магазинах. У «Яндекс.Маркет» имеется автоматический сервис по мониторингу цен в реальном времени с историей её колебаний, и о скидке покупатель информируется только в том случае, если снижение цены действительно произошло.
На Aliexpress сурово наказывают недобросовестных продавцов, прибегающих к таким манёврам с ценой – их навсегда удаляют с платформы. Регистрация для них навсегда будет закрыта, даже если продавец изменит юридическое лицо, т.к. выявить твинк (твинк – дополнительный аккаунт) площадка может по месту производства товара.