После смерти Нахеля М. во Франции 27 июня начались массовые беспорядки. 17-летний парень североафриканского происхождения находился за рулем автомобиля Mercedes. Во время полицейской проверки он попытался сбежать от патруля, подвергнув опасности прохожих. Вскоре следующий патруль сумел задержать юношу. И опять Нахель попытался сбежать, но полицейский успел выстрелить в него в упор. Подросток мертвым проехал несколько метров, и машина врезалась в ограждение. Офицер теперь задержан и находится под стражей.
Сейчас, как сообщает немецкий таблоид Bild, Франция объята демонстрациями днем, а по ночам происходят беспорядки. Страна погрузилась в хаос, разрушения и насилие на улицах.
В пригороде Парижа ‒ Нантере ‒ памятник в память о евреях и бойцах сопротивления, депортированных во время Второй мировой войны, был исписан антиполицейскими лозунгами, сообщил журналист The Algemeiner Бен Коэн. На монументе была сделана надпись «Полицейские подонки от Сен-Солина до Нантера ‒ не забудем и не простим», а на соседнем здании были намалеваны слова: «Суки, мы собираемся устроить вам Шоа» (слово «Шоа» — это название Холокоста на иврите).
Франции явно не везет. Всего несколько месяцев назад ее сотрясали протесты против пенсионной реформы, инициированные президентом Эммануэлем Макроном, а всеобщая забастовка парализовала всю страну. Теперь новые беспорядки.
«Необузданный гнев является результатом большого недовольства, особенно в пригородах, ‒ объясняет нынешние беспорядки французский эксперт Якоб Росс из Германского совета по международным отношениям. ‒ Бушуют гетто, отрезанные от городской черты, и где люди «чувствуют себя брошенными государством и дискриминируемыми полицией. Поразительно, как много молодых людей сейчас вовлечено в беспорядки. В некоторых случаях арестовывают даже 13-летних тинейджеров».
Вице-президент ХДС Андреас Юнг видит то же самое. Политик в интервью изданию указал: «Несмотря на хорошее экономическое развитие, Франция является глубоко разделенной страной. Многие молодые французы в гетто чувствуют себя брошенными на произвол судьбы, они боятся будущего. Отсутствие перспектив и интеграционные проблемы стали причиной образования гремучей смеси в пригородах. А еще и экстремисты со всех сторон подливают масла в огонь».
Беспорядки вновь спровоцировали жаркие дебаты в политических лагерях Франции об интеграции: и правые, и левые партии в стране пытаются сейчас извлечь выгоду от происходящего, считает Росс. «Левые говорят: жертва была алжирского происхождения, поэтому явно является жертвой расистской полиции. В то же время правые говорят: все бунтовщики ‒ это мигранты, они разрушают наши города, выказывают свое презрение к Франции, ‒ отмечает Росс. ‒ Сейчас ясно одно: интеграция во Франции провалилась. В 60-х и 70-х годах иммигранты приехали во Францию и поселились в пригородах с отвратительными жилищными условиями. Ожидание того, что интеграция произойдет в таких условиях, было ошибочным».
Многие в Европе сейчас задаются вопросом: могут ли протесты распространиться и на другие страны ЕС? Майкл Рот, председатель комитета по иностранным делам в бундестаге, заявляет, что беспорядки могут распространиться на весь Старый Свет. «К сожалению, то, что творится во Франции, может произойти в Европе где угодно. Во многих странах ЕС растет разногласие и отчуждение, даже насилие в отношении собственности и людей». С этим нельзя мириться. Нам нужно еще больше разговаривать друг с другом, вместе искать решения, пока не стало слишком поздно», ‒ требует Рот.
Однако против беспорядков необходимы жесткие действия. «Эта жестокая, безудержная деструктивность молодежи, которая, кажется, бесцельно направлена против всего и вся, является новой серьезной эскалацией. «В настоящее время конца этому не видно», ‒ говорит Рот. ‒ Франция должна действовать здесь со всей последовательностью, на карту поставлена безопасность многих людей и стабильность страны».