В Чехии снесли свинокомплекс, стоявший полвека на остатках концентрационного лагеря для цыган, созданного во время Второй мировой войны. Полигон смерти находился близ города Лета (в 80 километрах к югу от Праги). Затем здесь была построена в начале 1970-х годов ферма. Об этом передает CNN.
Стране понадобилось полвека, чтобы признать эту ферму позором. Снос начался минувшим летом и сейчас почти завершен ‒ в следующем году на этом месте появиться монумент. Но для многих цыган эта история остается символом расизма, дискриминации и предрассудков, с которыми они по-прежнему сталкиваются в современной Чехии ежедневно.
«Трудно осмыслить это», ‒ говорит Яна Кокева, глава Чешского комитета по возмещению ущерба в связи с Холокостом цыган. «Сотни людей были замучены там, они были убиты, а затем власти построили там свиноферму с 13 000 свиней, испражнявшихся поверх останков замученных людей. Это ужасно», ‒ поведала она в интервью CNN.
Летский лагерь был одним из двух «цыганских лагерей», действовавших в оккупированном немцами протекторате Богемии и Моравии во время Второй мировой войны. Согласно историческим данным, там содержалось около 1300 цыган и синти. Синти ‒ это особая подгруппа цыган, которые пришли в Европу в средние века и поселились в основном в немецкоязычных странах.
Известно, что там заморили по меньшей мере 326 человек, большинство из которых дети. Когда остальные были депортированы в нацистский концентрационный лагерь Освенцим после эпидемии брюшного тифа, лагерь был разрушен и забыт.
Одной из заключенных, содержавшихся в Летах, была Бетка Ружичкова, бабка Яны Кокевой. Родители Бетки, как и ее 4-месячная дочь, умерли в лагере. Саму Бетку отправили в Освенцим, когда ей было 19 лет, и была единственной из своей семьи, кто пережил войну.
«Когда бабушка вернулась, она, должно быть, почувствовала ужасную пустоту. Она вернулась совершенно одна. Все родственники были мертвы, у нее никого не осталось, и у нее ничего не было. И она знала, что часть страданий была связана с чехами», — рассказала Кокева.
Как и семьи других жертв из числа цыган, Кокева убеждена, что тот факт, что лагерем управляли чехи, был одной из причин колебаний по поводу создания мемориала. «Холокост цыган, геноцид были немецким нацистским планом. Но лагерем управляли чешские охранники. Это чехи пытали людей», ‒ призналась она.
Рудольф Мурка, чей отец содержался в цыганском концентрационном лагере в Годонине-у-Кунштату в Моравии, прежде чем был депортирован в Освенцим, разделяет это мнение. «Мы можем сказать себе, что все это было сделано по приказу нацистов. Но правда в том, что эти лагеря смерти изначально были построены чехами, и охранниками в них были тоже чехи», ‒ говорит он.
«Мой отец всегда говорил, что самое страшное, когда тебя пытают и убивают люди, говорящие по-чешски. Когда охранники лаяли на тебя по-немецки, это было одно, но когда ты знал, что это делают твои собственные сограждане, это было хуже всего», ‒ отметил Мурка.
По словам Яны Хорватховой, чешского историка и директора Музея цыганской культуры в Брно, втором городе Чешской Республики, нацистский геноцид цыган и синти иногда называют «забытым Холокостом». Историки считают, что от 25% до 70% цыганского населения Европы было убито во время войны. По данным историков, на территории современной Чешской Республики погибло до 90% коренного чешского и моравского цыганского и синти.
Тем не менее, Западная Германия официально признала расовую подоплеку геноцида цыган лишь в 1982 году, через 30 лет после официального признания своей ответственности за еврейский Холокост. На более широком европейском уровне только в 2015 году Европарламент принял резолюцию, официально признающую геноцид цыган.
Хорватхова подчеркнула, что после войны чехословацкие власти не признали Холокост цыган, и многие выжившие боялись говорить о своем опыте из-за стигмы, связанной с тем, что они цыгане.
Согласно последнему докладу Совета по делам меньшинств рома при правительстве Чешской Республики, цыгане по-прежнему являются наиболее маргинализированной группой меньшинств в стране. Данные, отображенные в докладе, показывают, что большинство чехов неизменно оценивают цыган как «наименее симпатичную» группу меньшинства, уступая мусульманам и русским.
На протяжении десятилетий высокопоставленные чиновники ставили под сомнение историю Летского лагеря. Бывший премьер-министр Андрей Бабиш был вынужден извиниться в 2016 году за свои заявления о том, что «это ложь — говорить, что лагерь Леты был концентрационным лагерем», и что объект предназначался для «людей, которые не хотели работать».
Вацлав Клаус, бывший президент и премьер-министр, тоже оказался расистом, заявив, что, хотя в лагере «произошли трагические вещи», это «не настоящий концентрационный лагерь в том смысле, в котором каждый из нас подсознательно понимает это слово».
Расовое насилие в Чешской Республике далеко не редкость. Когда в 1993 году группа скинхедов утопила цыганского подростка Тибора Данихеля в Писеке, судам потребовались годы, чтобы классифицировать его смерть как убийство на расовой почве.
13 мая 1995 года президент Вацлав Гавел официально открыл импровизированный мемориал рядом с могильниками, прилегающими к лагерю в Летах, осудив тот факт, что там разрешили построить свинарник. В тот же день группа скинхедов жестоко убила цыганского отца пятерых детей Тибора Берки, ворвавшись в его дом в Южной Моравии.
В 2018 году чешское государство, наконец, купило ферму за 450 миллионов чешских крон (20 миллионов долларов), расчистив путь для ее сноса. Скоро там наконец появится мемориал Холокоста, который должен открыться в начале следующего года. Он будет включать в себя центр для посетителей с образовательным пространством и выставкой, а также большой мемориальный луг, окруженный лесом, отмечающий первоначальное место лагеря. Дорожка вокруг пространства будет содержать имена известных узников лагеря.
Ни чешское правительство, ни компания, которой принадлежала ферма, не ответили на вопрос CNN о том, почему снос свинокомплекса, стоявшего на костях убитых, занял так много времени.