AJ: Ноам Хомский о пяти фильтрах медийной машины


Ноам Хомский (Американский лингвист и философ) объясняет механизмы агитации в прессе. Он подвергает критике мнение о том, что средства массовой информации как-то сдерживают политическую власть. Об этом сообщило Al Jazeera (AJ), а перевело ИноСМИ.

Ярлык “агитация” чаще лепят на державы вроде КНДР, Казахстана и Ирана, которые считаются авторитарными. А вот “Свобода прессы” и “Свобода мысли” больше ассоциируются с демократическими державами.

В 1988 году Ноам Хомский в соавторстве с Эдвардом Херманом написал книгу под названием “Сфабрикованное согласие”. В ней он рассказал о своём мнении, что средства массовой информации не служат общественности и не держат людей в курсе того, что на самом деле происходит.

По его мнению, пресса производит согласие людей для их подчинения власти. Философ считает, что СМИ режиссируют постановочную демократию и работают как пиар-машины.

AJ: Ноам Хомский о пяти фильтрах медийной машины

У них в распоряжении есть пять фильтров.

Первый – это право собственности

СМИ – это бизнес, поэтому им важна выгода. Цель раскритиковать власть только вторична.

Второй фильтр – это реальная функция рекламы

Содержание средств массовой информации обходится дорого, потребители столько платить не готовы. Разницу компенсирует реклама. Её заказчикам продаётся читательская аудитория, и это для газеты важнее торговли информацией.

Третий фильтр – управление элиты СМИ.

По мнению философа, журналистика не может перечить власти по определению, системе нужны сообщники.

Четвертый фильтр – контроль правящими кругами.

Власть может сделать так, чтобы издание стало непопулярным или вообще исчезло.

Пятый фильтр – общий враг.

Для производства согласия, нужен враг. Этот оппонент вызывает страх и держит мнение в узде.

От себя отмечу, что существует множество ситуаций, когда всё не так очевидно. В демократическом обществе, например, разные ветви власти могут иметь разные взгляды. Тогда пресса уже без проблем может выбрать сторону, на которую вставать. Соответственно, с мнением уже становится не всё так однозначно.

Также одна из ветвей власти может иметь (и это не редкость), не полное согласие внутри себя, тогда опять-таки даже официальных мнений получается несколько, причём они обычно сильно отличаются. Выгоду же легко извлекать не только из проправительственного мнения, но и из абсолютно любого оппозиционного.

Подписка на FBM.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных экономических новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Михаил Блюдников/ автор статьи
FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг