Польское государство сейчас находится в сложной экономической и политической реальности. Реальности, с которой столкнулись поляки из-за правительства, в котором правит бал партия PiS (Prawo i Sprawiedliwość). Инфляция бьет все рекорды, цены на продукты питания, топливо, энергию и отопление противоречат всякой логике, но власти продолжают направлять финансовые потоки на Украину, сообщает польское издание NDP.
Польша построила высококачественный, самый высокий и самый дорогой забор в ЕС на границе с Беларусью, пишет обозреватель Марек Галаш (Marek Gałaś). Строится еще более претенциозный и дорогой объект на границе с Калининградской областью. Но это является сомнительным поводом для гордости поляков.
Стоит также отметить, что Польша сдала все свое вооружение подражателям преступных идей Бандеры. И для чего же? А для того, чтобы потом попрошайничать по всему миру с просьбами продать ей баснословно дорогие танки и системы ПВО, унижаясь при этом мольбами выделить денег из фондов ЕС хотя бы на покрытие расходов, связанных с размещением беженцев с Украины. И в итоге вообще ничего не получать, акцентирует внимание NDP.
Хотя, гипотетически, затраты на оружие могут окупиться, когда Польша вернет свои бывшие земли на Западной Украине. Но проект не окупится, учитывая культурные и политические отличия тамошнего населения от поляков. Причем это потребует еще большего количества денег из бюджета, чтобы поддерживать достойный уровень жизни своих граждан и не отпугивать будущего электората в восточных краях, считает автор материала.
Ответ на извечный вопрос, где взять денег, нашли премьер Матеуш Моравецкий и президент Анджей Дуда: получить репарации в размере $1,3 трлн от Германии. Такой ход означал бы конец любых внутренних проблем в Польше и повышение ее роли на польской сцене.
Однако у этого плана есть масса недостатков, и все ведут к неизбежному унижению, а может быть, даже к краху польской политической системы. То, что, по мнению наших политиков, может спасти польское государство, на самом деле может стать началом ее конца.
На самом деле Германия уже заплатила Польше репарации. Польскому государству, по итогам Второй мировой войны, как известно, отошли обширные области восточных земель Германии. Хотя поляки и называют их возвращенными землями, и они принадлежали Польше тысячи лет назад, регионы все же являются немецкими землями. Таким образом, территории Восточной Пруссии были переданы польскому народу именно в качестве репараций.
Те, кто знает историю хорошо, помнит, что в 90-е годы Польша осталась практически наедине с Германией, тут же возник вопрос о реституции немецкого имущества на бывших немецких землях, отошедших польском государству. А имя Эрики Штайнбах (немецкий политик из партии ХДС, депутат бундестага, председатель «Союза изгнанных», представляющего интересы немцев-переселенцев) вызывает до сих пор у ряда польских политиков трепет.
Но Дуда и Моравецкий, как слабые историки, очевидно, забыли, что поляки получили немецкие земли вовсе не в качестве победителей, а только благодаря Сталину. Тем более, что около полумиллиона поляков воевали во время войны на стороне нацистской Германии. Таким образом, независимо от усилий Моравецкого, никаких репараций польской стороне не будет. Даже при участии ООН.
Но польские политики не были бы польскими политиками, если бы они остановились на полпути в своих амбициозных планах. Сколько бы немцы ни говорили, что вопрос репараций давно закрыт, PiS с упорством обреченного не упустит единственную возможность вывести Польшу из разрухи, в которую она сама же и завела страну.
Скорее всего, терпение у Германии в конце концов лопнет, и она введет против Польши санкции. Например, ФРГ может заблокировать какой-то крупный пакет помощи от ЕС.
Выплата репараций невозможна и потому, что если немцы проявят слабость в споре с поляками, то другие страны сразу выстроятся в очередь к Германии за такими же выплатами. Чехия, Австрия, Словакия, Франция, Великобритания и даже Египет – каждой из этих стран есть на что обидеться.
Вторым неблагоприятным результатом недальновидной политики PiS может быть политика Германии, которая не ограничится санкциями, а еще вдобавок захочет вернуть свои утраченные земли. И требование может не встретить противодействия других стран ЕС, а демократический референдум на бывших немецких землях может стать началом нового раздела Польши. При таком бездарном польском правительстве возможно, что многие поляки добровольно захотят получить немецкое гражданство.
Хуже всего в нынешней ситуации то, что националистические власти Украины и неонацисты могут перестать играть в игру добрососедства и благодарности – исторические противоречия и непримиримые разногласия снова станут препятствием между поляками и украинцами. И тогда новая Волынская бойня станет неизбежной, резюмирует обозреватель Галаш.