Обозреватель The Guardian Мишель Эльчанинов полагает, что российский президент считает Россию жертвой Запада и на этом строит план своих действий, который глазами Запада выглядит самоубийственно.
Автор приводит слова российского президента, сказанные 21 февраля: Запад пытается сдерживать и вредить России только потому, что Россия существует. Такие же слова он произнес и в 2014 году перед присоединением Крыма. Видение Путиным российской истории – это видение, которое постоянно блокируется врагами.
По мнению автора убеждения Путина зиждятся на двух теориях – теории пассионарности Льва Гумилева, которую российский президент всецело разделяет, и теории Ивана Ильина, считавшего, что страны Запада не понимают и не принимают русскую самобытность, и пытаются насаждать России свои ложные ценности, чтобы “расчленить Россию, подчинить ее западному контролю, демонтировать ее и, в конце концов, заставить ее исчезнуть”.
Эти две теории глубоко укоренились в подсознании Путина, поэтому в 2008 году он, как уверен автор, наказал Грузию за ее желание покинуть орбиту старой имперской власти, в 2014 году аннексировал Крым и помешал Украине вступить в НАТО, начав конфликт в Донбассе.
Но этого ему недостаточно. Он хочет конфронтации с Западом и победы над ним, считая его ответственным за падение Советского Союза, за слабость России в 1990 – х годах и за автономные тенденции старых советских республик. Более того, он демонстрирует Западу долю иронии, напоминая ему о бомбардировках Югославии в защиту косоваров, когда заявляет, что намерен спасти от геноцида население Донбасса.
Логика его основана на убеждении, что пассионарность России не должна быть ограничена. Для Путина в резком контрасте с усталым западником, потерявшим себя в поисках прибыли и материального комфорта, “русский человек думает прежде всего … в отношении высшего морального принципа”. И он готов умереть за это, констатирует автор.