Решение Вены войти в единую европейскую систему противовоздушной и противоракетной обороны European Sky Shield (ESSI) является шагом в сторону Североатлантического альянса. Об этом сообщил сегодня, 8 июля, депутат Национального совета (нижняя палата австрийского парламента) Фолькер Райфенбергер, представляющий оппозиционную Австрийскую партию свободы (АПС).
«Участие в натовском проекте Sky Shield противоречит вечному нейтралитету Австрии. <…> Поэтому важно провести референдум по теме участия нашего государства в проекте», ‒ заявил Райфенбергер. Политик также подчеркнул, что решение австрийского правительства «гонит Австрию в сторону блока НАТО», поэтому его сначала необходимо согласовать с гражданами страны.
Напомним, Вена и Берн подписали вчера, 7 июля декларацию о намерении присоединиться к ESSI. Канцлер Австрии Карл Нехаммер обосновал данное решение намерениями защититься от угроз, якобы возникших из-за действий Москвы. Глава австрийского правительства указал, что инициатива поможет обезопасить Австрию от беспилотников и ракет. Он также уверен, что проект не противоречит нейтральному статусу государства. При этом австрийские власти не уточняют, в чем будет состоять участие страны в ESSI, и в какую сумму оно выльется.
Проект является инициативой ФРГ, которая выдвинула ее в 2022 году. ESSI призвана организовать единую европейскую систему противоракетной и противовоздушной обороны, обеспечив при этом общие закупки систем ПРО и ПВО малого, среднего и дальнего радиусов действия.
Каждое из государств, присоединившихся к проекту, само решает, какие системы ей надлежит закупать. Европейские политики уверены, что в первую очередь это простимулирует инвестиции в местные фирмы, выпускающие оборонительные системы.
Но вопреки ожиданиям французских промышленников Берлин внезапно заявил, что намерен отдать предпочтение ракетам средней дальности Iris-T немецкого производства, американским ЗРК большой дальности Patriot и сверхдальним израильским Arrow-3. Инициативу ESSI во главе с ФРГ поддержали 17 европейских стран, при этом Италия, Польша и Франция отказались от участия в проекте.