В 2018 году около Керченского пролива два катера военно-морских сил Украины (“Никополь” и “Бердянск”), а также буксир “Яны Капу”, пытались силой прорваться через пролив. По крайней мере, они зашли в территориальные воды Российской Федерации и отказались подчиниться требованиям пограничников. Суда были задержаны российской стороной. На борту кораблей оказались работники службы безопасности.
Моряков приговорили к лишению свободы, но в сентябре позапрошлого года обменяли по системе “всех на всех”. Плавсредства тоже возвратили Украине.
После перехода катеров и буксира законным владельцам, украинцы сказали, что на них демонтировано оборудование, включая сантехнику. Но через несколько дней её обнаружили.
В связи с этим делом проходит Арбитражный трибунал Международного суда Организации Объединённых Наций в Гааге. Он начал слушания по делу “Захвата Россией украинских катеров в Керченском проливе в 2018 году” в связи с подачей жалобы Украиной.
Как проинформировали в информационной службе суда, заседания собираются проводить в двух форматах в связи с эпидемией коронавируса Covid-19. Таким образом, часть участников будет заслушана вживую, а некоторые другие – в режиме видеоконференции.
Первыми в суде выступят представители Российской Федерации (для них отведено 11 октября), в полном соответствии с Конвенцией Организации Объединённых наций по морскому праву. Представители Украины выступят 12 числа. Потом Российская Федерация и Украина получат ещё по одному дню (14 и 15 октября соответственно). 16 октября пройдёт дополнительное заседание. Известно, что вступительное слово каждой из сторон будет транслироваться в интернете.
Как сказал ранее Дмитрий Кулеба (Украинский министр иностранных дел), его страна намерена доказать незаконность действий Российской Федерации и привлечь её к ответственности за задержание в Керченском проливе в 2018 году украинских катеров и моряков. При этом он полагает, что Украина выиграет дело.
Это дело очень важно для Украины. Это государство доказывает противоправность поведения Российской Федерации в отношении её, незаконность ареста и содержания военных кораблей вооружённых сил Украины, а также противоправность суда над моряками, которые девять месяцев провели в российской тюрьме.