Хобот слона может быть одной из самых чувствительных частей тела любого животного

Ученые выяснили, что хобот слона, скорее всего, является одной из самых чувствительных частей тела в животном мире. Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

Сообщается, что Майкл Брехт из берлинского Центра вычислительной нейробиологии Бернштейна и его коллеги препарировали головы трех азиатских слонов (Elephas maximus) и пяти африканских слонов (Loxodonta africana). Все животные жили в зоопарках и умерли естественной смертью или были усыплены из-за серьезных проблем со здоровьем.

Такие вскрытия проводятся редко, потому что процедура сложная.

“Голова слона с хоботом и всем остальным весит около 600 фунтов, – рассказывает Брехт. – Для их вскрытия требуется специальное оборудование”.

Исследователи хотели поближе рассмотреть тройничный ганглий – пучок нервных нейронов, участвующих в восприятии хобота и лица слона. У каждого слона их два.

“Мы обнаружили, что он весит около 50 граммов. Сетчатка человеческого глаза весит около 0,3 грамма – так что это очень много”, – делится ученый.

Исследователи также насчитали около 400 000 нейронов в главном нерве, выходящем из тройничного ганглия. Это гораздо больше, чем они ожидали, и лишь немного меньше, чем количество нейронов, обнаруженных в зрительном нерве слона. Зрительные нервы обычно содержат гораздо больше нейронов, чем нервы, связанные с осязанием, поскольку зрительная система, как правило, гораздо сложнее.

Команда также обнаружила, что нерв в хоботе, связанный с осязанием, был в три раза толще, чем зрительный нерв, ведущий к глазу слона. Брехт говорит, что эта толщина указывает на то, как много информации может быть передано нейронами и насколько точной может быть сенсорная система хобота.

“Слоны постоянно прикасаются хоботом к предметам. Они манипулируют предметами хоботом, хватают их – хобот для слона все равно что рука”, — отмечает специалист.

По его словам, это исследование позволяет предположить, что хобот слонов может быть одной из самых чувствительных частей тела в животном мире.