Исследования на мышах показали учёным эффективность антидепрессантов в борьбе с раком

Для лечения депрессии обычно назначают препараты класса ингибиторов моноаминоксидазы, которые повышают уровень серотонина, “гормона счастья” мозга.

Новое исследование учёных UCLA показывает, что эти препараты, широко известные как MAOIs, могут иметь еще одну пользу для здоровья: оказать помощь иммунной системе в борьбе с раком. О выводах учёных сообщается в двух статьях, которые публикуются в журналах Science Immunology и Nature Communications.

“MAOIs раньше не был связан с реакцией иммунной системы на рак, – рассказывает Лили Янг, старший автор исследования и член Широкого центра регенеративной медицины и исследований стволовых клеток Eli и Edythe в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. – Что особенно интересно, так это то, что это очень хорошо изученный и безопасный класс препарата, поэтому перепрофилирование его для рака не так сложно, как разработка совершенно нового препарата”.

Недавние достижения в понимании того, как иммунная система человека естественным образом ищет и уничтожает раковые клетки, а также того, как опухоли пытаются уклониться от этой реакции, привели к появлению новых методов иммунотерапии рака — лекарств, которые повышают активность иммунной системы в борьбе с раком.

В попытке разработать новые методы иммунотерапии рака Янг и ее коллеги сравнили иммунные клетки из опухолей меланомы у мышей с иммунными клетками животных, у которых нет рака. Установлено, что инфильтрировавшие опухоли обладали гораздо более высокой активностью гена, называемого моноаминоксидазой А, или МАОА. Соответствующий белок МАОА, называемый МАО-А, контролирует уровень серотонина и является мишенью препаратов МАОИ.

Затем исследователи изучили мышей, которые не продуцировали МАО-белок в иммунных клетках. Ученые обнаружили, что эти мыши лучше контролируют рост меланомы и опухолей толстой кишки. Они также установили, что нормальные мыши стали более способными для борьбы с этими видами рака, когда их лечили МАО.

Изучая влияние МАО-А на иммунную систему, исследователи обнаружили, что Т—клетки—иммунные клетки, нацеленные на разрушение раковых клеток, – вырабатывают МАО-А, когда распознают опухоли, что снижает их способность бороться с раком.

Это открытие помещает МАО-А среди растущего списка молекул, известных как иммунные контрольные точки, которые являются молекулами, производимыми в рамках нормального иммунного ответа, чтобы предотвратить чрезмерную реакцию Т-клеток или атаку здоровых тканей в организме. Известно, что рак использует активность других ранее выявленных иммунных контрольных точек, чтобы избежать атаки со стороны иммунной системы.

Хотя учёные пока не тестировали препараты на людях, исследователи проанализировали клинические данные людей с меланомой, раком толстой кишки, легких, шейки матки и поджелудочной железы; они обнаружили, что люди с более высоким уровнем экспрессии гена МАОА в их опухолях имели в среднем более короткое время выживания. Это говорит о том, что таргетинг МАОА с помощью MAOIs потенциально может помочь в лечении широкого спектра рака.

“Мы подозреваем, что перепрофилирование MAOIs для иммунотерапии рака может предоставить пациентам антидепрессанты и противоопухолевые преимущества”, – считает специалист.

Экспериментальная комбинированная терапия в этом исследовании использовалась только в доклинических испытаниях и не была изучена на людях или одобрена Управлением по контролю за продуктами питания и лекарствами как безопасная и эффективная для применения у людей. Недавно выявленная терапевтическая стратегия распространяется на патентную заявку, поданную Группой технологических разработок Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе от имени регентов Калифорнийского университета, соавторами которой являются Ян, Си Ван и Юй-Чэнь Ван.