Бортовую систему выброса остатков горючего из отработанных ступеней ракет создают специалисты из ОмГТУ. Как пишут «Известия», неиспользованное топливо частая причина взрывов, однако избавиться от него в условиях невесомости тяжело. Из-за этого сибирские учёные предлагают преобразовывать его в газ и выводить за борт.
«Внутри бака появляется вихревая газодинамическая картина. Путём подачи воздуха оказывается влияние на неё с конкретной мощностью, помогающее улучшить дробление жидкости в вихревом эффекте до мелких капель», – поведал представитель ОмГТУ Валерий Трушляков, добавив, что после этого газожидкостная смесь выдувается через газогенератор.
Часто возгорания остатков топлива случаются после того, как ступень ракеты сделала свою функцию и отстыковалась, когда она попала в атмосферу или ударилась о Землю.
По данным экспертов ОмГТУ, 70% случаев падения ступеней ракет типа «Союз-2», которые активно используют в РФ, завершаются пожарами. Самая распространённая причина — применение перекиси водорода для работы двигателя. Её остатки влияют на топливо как катализатор, что и вызывает взрывы. Российские ракеты в основном падают в тайге или степи и возгорания там могут причинять сильный ущерб.
Помимо того, проблема взрывоопасных веществ в баках двигателей может образоваться и при подготовке будущих экспедиций на другие планеты.
«При реализации будущих экспедиций, чтобы уменьшить риск нештатных ситуаций, должна быть проведена операция по сбросу топлива. Если случится какая-то авария, перед тем, как начать спасать экипаж, в баках не должно быть высокоэнергетических остатков», — подчеркнул Валерий Трушляков.
Исследователям предстоит провести дополнительные работы.
