Ядовитый газ фосфин в атмосфере Венеры может быть признаком вулканов, а не жизни

Неожиданное открытие газа под названием фосфин на Венере привело к предположению, что в облаках планеты может быть жизнь, но, возможно, она возникла из-за огромных вулканических извержений.

Известно, что в 2020 году команда под руководством Джейн Гривза из Кардиффского университета в Великобритании увидела доказательства наличия фосфина в облаках Венеры, которые в основном состоят из концентрированной серной кислоты. Когда учёные проанализировали способы получения фосфина на Венере, они не нашли ни одного, который мог бы произвести его достаточно, чтобы объяснить сигнал. Они предположили, что он, возможно, пришел из живых организмов, что является основным способом получения газа на Земле.

Теперь Нгок Труонг и Джонатан Лунин из Корнельского университета в Нью-Йорке подсчитали, что, если Венера так же вулканически активна, как некоторые из самых вулканических областей на Земле, это может произвести достаточно фосфина, чтобы объяснить сигнал, не ссылаясь на возможность жизни на Венере.

Сообщается, что плотная атмосфера Венеры затрудняет изучение ее поверхности, поэтому нет точных данных, является ли она вулканически активной.

“Многие из вулканических извержений на Земле – это вещи, которые ускользнули бы от нашего внимания, если бы они произошли на Венере из-за этого одеяла сернокислых облаков”, – рассказывает Лунин.

Радарные снимки с орбитальных космических аппаратов показали признаки, которые могут быть относительно свежей лавой, но точно не ясно, что это такое. А изменение количества диоксида серы в воздухе можно объяснить извержениями, выбрасывающими частицы в воздух. Специалисты предполагают, что фосфор в мантии планеты может извергаться из вулканов в виде огромных шлейфов, а затем взаимодействовать с серной кислотой, образуя фосфин.

Не все согласны с тем, что это жизнеспособное объяснение. Кроме того, недостаточно изучена химия атмосферы Венеры, чтобы точно сказать, что произойдет, если этот фосфор будет выброшен в небо.

“Я ожидал бы химических всплесков других газов, если бы произошел огромный шлейф, – рассказывает Гривз. – Мы не видели таких необъяснимых всплесков в изобилии других химических веществ в атмосфере”.

Лунин согласен с тем, что недостаточно данных, чтобы точно сказать, что может производить фосфин, но он говорит, что вулканизм – менее странное потенциальное объяснение, чем жизнь в ядовитых облаках Венеры.

Так сообщает научный журнал PNAS.