Для того чтобы начать использовать электричество повсеместно, необходимо уметь делать безопасное топливо для транспорта из электроэнергии и какого-нибудь не очень нужного вещества, имеющегося в природе в изобилии. Желательно, чтобы эта субстанция вообще не расходовалось при полном цикле производство-использование. Именно такой метод синтеза топлива придумали китайцы, завершив двадцатилетний проект.
Создана секретная китайская установка по получению жидкого метанола из электричества (в частном случае, от солнечных батарей). В качестве расходуемого ресурса используется углекислый газ и вода, после использования топлива они возвращаются в природу.
Конкретный проект преобразует в жидкое топливо солнечную энергию, хотя может использоваться электричество любого происхождения. В качестве генерируемого топлива выступает метанол (чистый на 99,5%). Над этим проектом в Китае начали работать в 2001 году и к январю 2020 года создали экспериментальную установку.
Одна машина может производить 1500 тонн метанола в год, перерабатывая 2000 тонн углекислого газа. Метанол получается при синтезе из оксида углерода и водорода в присутствии катализатора (вещества, которое ускоряет химическую реакцию, но не расходуется).
Водород получают в процессе электролиза воды, для него и нужно электричество. Этот процесс был хорошо изучен и раньше (всё, что нужно для этого – два подключённых провода в воде и две трубки вокруг них). Каждая тонна водорода, эквивалентна хранению 33 МВт·ч. Метанол, конечно, менее эффективен, зато гораздо менее взрывоопасен. Любой бензиновый двигатель почти не требует переделки под спирт. Правда, стоит отметить, что у нас в стране метанол запрещён к использованию из-за высокой опасности того, что его выпьют и отравятся.
Если Китайская Народная Республика сможет массово производить жидкий метанол, то существенно компенсирует выбросы углекислого газа (на долю этой державы приходится 29% выделения этого парникового газа).
Применение метанола в качестве топлива вместо угля тоже снизит выбросы частиц загрязнения PM 2,5 (на 80% и более) и оксидов азота NOx (на 90% и более). Правда, особого смысла сжигать метанол где-то, кроме транспорта и каких-то мобильных систем нет. Гораздо проще, эффективнее и экологичнее использовать исходную электроэнергию.
Правда, есть идея создания сверхъёмких больших аккумуляторов на метаноле (то есть излишки энергии преобразуются в метанол, а потом, при необходимости, начинает работать генератор на этом топливе). Но КПД у этого решения будет очень низкий (из-за принципиальной неэффективности тепловых машин).
КНР каждый год вырабатывает до 80 миллионов тонн метанола, который тратится на химическую промышленность.