Культура шимпанзе более похожа на человеческую, чем считалось ранее

Исследователи из Цюрихского университета с помощью полевых экспериментов выяснили, что шимпанзе не просто изобретают инструменты для раскалывания орехов, а должны учиться такому сложному культурному поведению у других. Поэтому их культура более похожа на человеческую, чем предполагалось ранее. Исследование опубликовано в журнале Nature Human Behavior.

Культура шимпанзе более похожа на человеческую, чем считалось ранее

Известно, что люди обладают сложной культурой, которая позволяет им копировать поведение других людей. Таким образом, человеческая культура является кумулятивной, так как навыки и технологии накапливаются на протяжении поколений и становятся все более эффективными или сложными.

Согласно гипотезе скрытых зон принятия решений в антропологии, шимпанзе не учатся таким образом, но могут придумывать культурное поведение индивидуально. Профессор антропологии UW Кэтлин Купс провела новые полевые эксперименты в горах Нимба в Гвинее, чтобы показать, что это может быть не так.

Приматолог исследовала, действительно ли дикие шимпанзе могут самостоятельно придумывать такие сложные формы поведения, как раскалывание орехов. Сначала шимпанзе давали орехи масличной пальмы и камни. Затем исследователи добавили к экспериментальной установке плод пальмы. В третьем эксперименте орехи раскололи и положили на камни. И наконец, шимпанзе были представлены другие, более легкие для раскалывания виды орехов (кула) вместе с камнями.

Шимпанзе присутствовали при экспериментах по раскалыванию орехов, рассматривали орехи и камни, но не раскололи ни одного ореха, даже после более чем годичного знакомства с материалами. В общей сложности 35 групп (или подгрупп) шимпанзе приняли участие в экспериментах, из них 11 групп тщательно исследовали экспериментальные объекты. Только одна самка шимпанзе съела плод пальмы, но ни разу шимпанзе не раскололи и не съели орехи масличной пальмы или орехи кулы.

“Наши результаты показывают, что шимпанзе приобретают культурное поведение, которое больше похоже на человеческое, а не просто изобретают сложные формы поведения при использовании инструментов, например, самостоятельно раскалывают орехи. Наличие модели, на которой можно учиться, похоже, является недостающим элементом. Наши данные о диких шимпанзе, наших ближайших родственниках, помогают пролить свет на то, что именно делает (и не делает) человеческую культуру уникальной. В частности, они свидетельствуют о большей преемственности между культурной эволюцией шимпанзе и человека, чем обычно предполагается, и о том, что человеческие способности к совокупной культуре могут иметь общее эволюционное происхождение с шимпанзе”, — рассказывает Кэтлин Купс.