Лекарство от рака может однажды вылечить ВИЧ, пробудив дремлющие вирусы

Сегодня ВИЧ можно держать под контролем, но вылечить большинство людей невозможно, поскольку вирус может находиться в спящем состоянии, поэтому лекарства от ВИЧ не помогают. Возможно, в будущем ситуация изменится: в настоящее время достигнут прогресс в пробуждении спящих вирусов. Статья была опубликована в журнале Science Translational Medicine.

Лекарство от рака может однажды вылечить ВИЧ, пробудив дремлющие вирусы

Известно, что люди с ВИЧ могут принимать противовирусные препараты, которые останавливают размножение вируса, обеспечивая им практически нормальную продолжительность жизни. Но ВИЧ вставляет копии своего генетического материала в иммунные клетки человека, которые затем становятся “спящими”. В результате люди вынуждены принимать противовирусные препараты до конца жизни, потому что если они прекращают прием, вирусы внутри клеток просыпаются и начинают заражать все больше и больше иммунных клеток.

Теперь было обнаружено, что препарат, который уже используется для лечения рака, вызывает реактивацию ВИЧ. Чтобы стать лекарством, его необходимо сочетать со вторым видом препарата, который убивает иммунные клетки, производящие вирусы. Пока не доказано, что такой препарат работает, хотя некоторые экспериментальные версии находятся в разработке.

Идея о том, что спящие вирусы могут быть реактивированы, прежде чем их уничтожат, иногда известна как стратегия “бей и убивай”. В своей последней работе Шэрон Левин из Университета Мельбурна (Австралия) и ее коллеги изучали людей с ВИЧ, которые также страдали раком и проходили лечение относительно новым препаратом под названием пембролизумаб.

Это антитело, блокирующее белок иммунных клеток под названием PD-1, который обычно действует как ингибитор активности иммунных клеток. Устранение тормоза помогает иммунной системе атаковать опухолевые клетки.

По мнению ученых, устранение тормоза также заставляет ВИЧ пробуждаться внутри спящих иммунных клеток. У 32 человек, получавших пембролизумаб, количество ВИЧ в крови увеличилось в 1,6 раза. Но этот подход требует дальнейшего развития, поскольку стратегии уничтожения иммунных клеток с активно размножающимся ВИЧ, такие как вакцины и антитела, все еще находятся в стадии разработки.

“Это дополнительный инструмент, который мы можем использовать для борьбы с резервуаром ВИЧ, и он понадобится нам в сочетании с другими мерами”, — рассказывает Левин.