Микробы выживают глубоко под морским дном при температуре до 120°C

Живые микробы были обнаружены в отложениях на глубине 1,2 километра под морским дном, где температура достигает 120°C. Это открытие показывает, что жизнь в донных отложениях может выдерживать более высокие температуры, чем считалось ранее, и поэтому присутствует на больших глубинах. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Микробы выживают глубоко под морским дном при температуре до 120°C

“Кажется, что жизнь есть везде, – говорит Тина Треуд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. – Я бы предположила, что везде, где есть энергия, которую могут использовать микроорганизмы, жизнь находит выход”.

Вполне возможно, по мнению исследователей, что жизнь существует и при более высоких температурах.

В 2016 году Треуд и ее команда провели эксперименты на борту своего судна с образцами, взятыми на глубине 1,2 километра под морским дном в Нанкайской впадине у побережья Японии. Морское дно в месте бурения находится на глубине 4 километров ниже поверхности воды, и образцы включали отложения возрастом до 50 миллионов лет.

Ряд экспериментов, в том числе те, которые показали протекание метаболических процессов, показали, что микробы в образцах все еще живы.

Хотя эти эксперименты не могли проводиться при температуре выше 95°C на корабле, тот факт, что некоторые из этих микробов происходят из отложений, естественно нагретых до 120°C, показывает, что они выживают при такой температуре, говорит Треуд.

Исследователи также смогли отделить и подсчитать клетки с помощью центрифуги. Полученные результаты показывают, что при таких температурах выживает относительно небольшое количество клеток, но те, которые выживают, имеют очень высокий уровень метаболизма.

Это удивило команду, потому что это противоположно тому, что было обнаружено в более мелких отложениях, где намного холоднее. Микробов там много, но их метаболизм крайне медленный, а отдельные микробы могут жить миллионы лет.

При температуре 120°C тепло наносит большой ущерб клеткам, поэтому микробам может потребоваться высокий метаболизм, чтобы, вырабатывать достаточно энергии для восстановления повреждений. Это гонка за выживание, отмечает Треуд.

Пока неясно, что это за теплолюбивые микробы, поскольку команда не смогла составить последовательность их ДНК. Также неясно, как они оказались в отложениях, учитывая, что после того, как отложения, из которых были взяты образцы, были впервые отложены, в течение долгого времени там было очень холодно.