Nature: Средство от туберкулеза предупредило 85% метастазов рака

Учёными из Швейцарии изучен механизм перехода оставшихся после лечения опухоли раковых клеток из спящего состояния в активное и образование метастазов, чтобы найти способы остановить их пробуждение и развитие.

Nature: Средство от туберкулеза предупредило 85% метастазов рака

Известно, что после удаления злокачественная опухоль способна оставить в организме метастазы, которые формируются из особых клеток, переходящих из первоначальной опухоли в другие органы человека. Они могут находиться в «спячке» в продолжение длительного времени.

Профессор Мохамед Бентирес-Алджа сообщает: “Период покоя дает важное терапевтическое окно, в течение которого количество раковых клеток и их неоднородность все еще управляемы. Поэтому понимание клеточных и молекулярных механизмов, лежащих в основе покоя опухоли, имеет решающее значение для предотвращения рецидива рака”.

Профессионалы проследили механизм на моделях мышей и образцах тканей человека. Они увидели, как раковые клетки, первоначально мигрировавшие из опухоли молочной железы в печень, оставались в неактивном состоянии или пробуждались, образуя метастазы.

Выяснилась в этом значимая роль двух типов клеток. С одной стороны, это естественные клетки-киллеры — клетки иммунной системы, которые обычно убивают аномальные или инфицированные клетки, а также замедляют их пролиферацию. Они выделяют особое вещество-мессенджер, называемое гамма-интерфероном, которое удерживает раковые клетки в спячке. С другой — звездчатые клетки печени. Когда они активируются, подавляют иммунитет. А это позволяет раковым клеткам пробудиться от спячки.

Доктор Анна Коррейя считает, что могут быть разные причины, по которым звездчатые клетки печени активируются: например, хроническое воспаление в организме или стойкая инфекция.

Учёные определили возможные методы предотвращения развития метастазов: иммунотерапия на основе интерлейкина-15, увеличивающего количество естественных клеток-киллеров в ткани; гамма-терапия интерфероном, поддерживающая спящее состояние раковых клеток; и ингибиторы механизма, посредством которого звездчатые клетки печени парализуют естественные клетки-киллеры.

Также сообщается, что необходимые методы лечения уже существуют для всех этих подходов, но они пока нуждаются в клинических испытаниях.

Подробнее об этом можно прочитать в журнале Nature.