Некоторые пчелиные колонии вынуждены убивать тысячи “эгоистичных” маток-подражательниц

Примерно пятая часть всех личинок пчел Melipona beecheii ruthless начинает развиваться в маток, но колония принимает только одну. Остальные подвергаются нападению рабочих с сильными челюстями через несколько секунд после выхода из ячеек. Исследование было опубликовано в журнале Biological Letters.

Некоторые пчелиные колонии вынуждены убивать тысячи "эгоистичных" маток-подражательниц

Биологи подозревали, что колонии этого вида перепроизводят маток в качестве умной эволюционной стратегии для захвата других ульев. Но теперь кажется, что это просто результат “эгоизма” отдельных личинок – в ущерб всей колонии, говорит Рикардо Каллари Оливейра из Левенского университета в Бельгии.

“Это действительно далеко не идеальный мир, – рассказывает ученый. – Люди думают, что в эволюции есть какой-то замысел, но в данном случае пчелы просто извлекают максимум пользы из плохой ситуации. Колония тратит много ресурсов на производство новых особей, а потом все, что они могут сделать, это растратить эти ресурсы и убить маток”.

В большинстве пчелиных семей, включая семьи около 500 видов безжалостных пчел, рабочие выбирают одну личинку, которая станет единственной королевой, помещая ее в большую клетку и кормя специальной диетой. Но все личинки рода Melipona живут в клетках одинакового размера и получают одинаковую пищу.

В 2010 году исследователи предположили, что рабочие Melipona beecheii кормят будущих королев химическим веществом под названием гераниол. Калиари Оливейра и его коллеги задались вопросом, не выбрали ли они так много маток, чтобы распространить ДНК колонии в другие ульи через паразитизм.

Для дальнейшего исследования они взяли генетические образцы маток и рабочих из 25 свободно живущих колоний M. beecheii в Автономном университете Юкатана в Мексике или вблизи него.

Они также ввели более 600 личинкам в лабораторных условиях большие дозы гераниола или физиологического раствора. К своему удивлению, они обнаружили, что дополнительный гераниол не оказал никакого влияния на развитие личинок, что означает, что рабочие не контролируют производство маток.

Генетическое секвенирование показало, что ДНК каждого улья оставалась на 100% идентичной, не демонстрируя признаков паразитизма, хотя два других вида пчел Melipona, как известно, вторгались в другие гнезда, говорит Калиари Оливейра.

По его словам, в колониях M. beecheii королевы-матери бегают по улью в отчаянных и, как правило, безуспешных попытках избежать рабочих охранников. Выжившие королевы могут попытаться проникнуть в другой улей, но будут убиты охранниками этой колонии.