Neuron: в мозге мышей нашли нервные клетки, будящие животных при приближении хищника

Учеными из Института передовых технологий в Шэньчжэне обнаружен уникальный набор нервных клеток в мозге мышей, которые включаются во время быстрого сна и отвечают за распознавание запаха хищников. Это помогает животным избежать гибели. Статья об исследовании была опубликована в журнале Neuron.

“Запах хищника заставлял мышей просыпаться только в состоянии быстрого сна; этого не происходило, когда они переходили в фазу медленного сна. То есть быстрый сон обладает некоторыми уникальными свойствами, которые позволяют животному быстро просыпаться при первых признаках угрозы”, — делится Ван Липин, один из авторов исследования.

Зоологи подозревают, что животные и люди могут взаимодействовать с окружающим миром и воспринимать происходящее вокруг них, когда они крепко спят. Нейрофизиолог Фредерик Снайдер предположил, что это помогает им спасаться от хищников.

Китайские ученые доказали эту гипотезу в экспериментах на мышах, в ходе которых наблюдали за изменениями в мозговой активности грызунов и изменениями в их поведении, в том числе во время фаз быстрого и медленного сна.

В результате выяснилось, что грызуны никогда не реагировали на запах хищника во время медленного сна, тогда как после перехода в фазу быстрого сна они очень часто просыпались. Наблюдения показали, что это связано с активацией особой группы нейронов в так называемом подбугорном ядре – особой области мозга, которая связана с чувством страха и реакцией организма на стресс.

Интересно, что частая активация этих клеток приводила к тому, что мыши проводили значительно больше времени в состоянии быстрого сна. Мозг грызунов стал чаще переключаться между фазами сна. Это, по мнению ученых, помогает мышам адаптироваться к жизни в условиях постоянной угрозы со стороны лис и других хищников.

Известно, что существует два типа сна: медленный и быстрый. Во время отдыха они чередуются, но медленный сон считается состоянием самого крепкого отдыха. В это время организм восстанавливает силы.