Невидимые ультрафиолетовые узоры помогают подсолнухам привлекать пчел

Когда мы смотрим на подсолнухи, радуемся их яркому цвету, забавному большому цветку на тонком стебле. Но, оказывается, подсолнухи имеют ультрафиолетовые узоры, которые мы не замечаем. К такому выводу пришли канадские ученые из Университета Британской Колумбии в результате специального исследования.

Невидимые ультрафиолетовые узоры помогают подсолнухам привлекать пчел

Специалистам давно известно, что яблокообразные узоры на цветах повышают их привлекательность для опылителей, увеличивая их видимость. Но авторы новой работы не только обнаружили невидимые узоры, но и узнали, что они помогают растению реагировать на стрессы, такие как засуха или экстремальные температуры.

“Неожиданно мы заметили, что подсолнухи, растущие в более сухом климате, имеют цветы с крупными ультрафиолетовыми узорами. Мы обнаружили, что такие цветы способны более эффективно удерживать воду. Это говорит о том, что крупные ультрафиолетовые узоры помогают растениям адаптироваться к более сухим условиям”, — делится ведущий автор исследования доктор Марко Тодеско.

Как сообщается, ученые проанализировали более двух тысяч диких подсолнухов, которые были выращены в период с 2016 по 2019 год. Оказалось, что некоторые из них содержат особый узор, проявляющийся в ультрафиолетовом спектре, поэтому был изучен их геном.

Авторы работы пояснили, что размер и внешний вид узоров варьировался от цветка к цветку. Подавляющее число узоров было обнаружено на представителях из Северной Америки. Работа выявила закономерность между размером самого узора и расположением к нему пчел – чем больше узор, тем чаще насекомое посещало растение.

По мнению ученых, их открытие очень важно для сохранения культуры подсолнечника, поскольку его выращивают для различных целей, в том числе для производства подсолнечного масла, стоимость которого в 2020 году составит около 20 миллиардов долларов.

“Эта работа помогает нам понять, как подсолнечник и, возможно, другие растения адаптируются к различным районам или температурам, что может быть важно в условиях потепления климата”, — рассказывают исследователи.