NG: Выяснилось, что молнии были важны для жизни на Земле более трёх миллиардов лет назад

Роль молний в фиксации атмосферного азота для живых организмов была меньше, чем считалось прежде. Это выяснили сотрудники Центра изучения экзопланет Университета Сент-Эндрюс в Шотландии, передаёт Nature Geoscience.

Азот – ключевой элемент для образования и эволюции жизни. Дело в том, что он входит в состав биологически активных молекул и полимеров, включая ДНК и белков. Но он есть в атмосфере Земли только в виде нереакционного молекулярного азота N2, недоступной для многих живых организмов. Конкретные микроорганизмы преобразовывают атмосферный азот в биодоступные формы, такие как аммоний. А он в будущем подвергается нитрификации.

До появления живых организмов азотфиксация происходила при помощи естественных процессов с выделением большого числа энергии, такие как атмосферные разряды. Чтобы выявить роль молний в создании биодоступных форм азота, эксперты провели опыты с искровыми разрядами в колбах, заполненных смесью газов N2/CO2 and N2/O2. Одна смесь имитирует атмосферу ранней планеты с большой концентрацией углекислого газа, а другая — нынешнюю атмосферу.

Итоги дают понять, что роль молний в фиксации азота была одинаковой, несмотря на различия в химическом составе атмосфер ранней и современной Земли. Также исследователи заключили, что биологическая фиксация уже должна была существовать более трёх миллиардов лет.