Перелетные птицы могут использовать наклон магнитного поля Земли в качестве “стоп-сигнала”

Одна из проблем для птиц, использующих магнитное поле в качестве карты, заключается в том, что его сила и направление меняются со временем. Эти изменения могут стать серьезной проблемой для птиц, которые должны возвращаться в определенное место для размножения. Работа опубликована в журнале Science.

Перелетные птицы могут использовать наклон магнитного поля Земли в качестве "стоп-сигнала"

Джо Винн из Оксфордского университета и его коллеги обнаружили, что евразийская камышовая пеночка (Acrocephalus scirpaceus), птица, которая каждый год мигрирует между Европой и Африкой к югу от Сахары, похоже, использует наклон магнитного поля над поверхностью планеты – или то, насколько оно отклоняется от горизонтали – как своего рода знак остановки. Наклон, по сравнению с другими магнитными характеристиками, такими как интенсивность, изменяется меньше всего, что делает его хорошим кандидатом для отслеживания мест размножения.

Ученые использовали почти 80-летние данные о расположении мест гнездования в Европе после возвращения птиц с зимовки в Африке. Полученная информация показала, что отдельные птицы необязательно возвращались именно туда, где их наблюдали и пометили в предыдущем году. Вместо этого они часто перелетали в другое место, удаленное на несколько десятков километров.

Затем исследователи сравнили колебания во времени в этих местах размножения с различными моделями того, куда должны были вернуться птицы, если бы они полагались на различные комбинации свойств изменяющегося магнитного поля Земли, таких как его интенсивность и направление.

“Мы обнаружили, что их возвращение было предсказано по изменению наклона, это говорит о том, что птицы могут использовать эту часть магнитного поля Земли, чтобы определить, откуда они прилетели”, — рассказывает Винн.

Поскольку результаты основаны на корреляции между существующими данными и предсказанными моделями, могут действовать и другие факторы, поэтому результат необходимо подтвердить экспериментально, отмечают специалисты.

Однако если это открытие будет подтверждено экспериментами, его можно будет использовать для отслеживания перемещения во времени мест размножения птиц.