PNAS: В кукурузе найден ген эффективного поглощения воды и минеральных веществ корнями

Журнал Proceedings of the National Academy of Sciences информирует, что найден ген, позволяющий выращивать устойчивые к переменам климата и глобальному потеплению ГМ-культуры.

Группа исследователей из нескольких стран изучила 436 линий выращиваемой в поле кукурузы, применяя способ, который называется лазерной абляционной томографией или Anatomics. Он позволил охарактеризовать внутреннюю морфологию корней и определить наследственную изменчивость в размерах воздухоносных полостей в корневой ткани аэренхиме.

В ходе полногеномного поиска ассоциаций между внешними и генетическими признаками была выявлена однонуклеотидная замена в факторе транскрипции bHLH121. Данный ген экспрессируется клетками коры корня и контролирует появление заполненных воздухом полостей.

Замена множества клеток полостями предоставляет растению возможность экономить энергию, которая была бы потрачена на питание этих клеток. Так, ген способствует большей метаболической эффективности корней, увеличивает их количество и помогает захватывать больше ресурсов в почве.

Мутантные линии кукурузы, которые были лишены гена bHLH121, показывают уменьшенное число воздухоносных полостей. Напротив, сверхэкспрессия bHLH121 вызывала большее образование заполненных воздухом пустот.

Авторы работы утверждают, что внедрение активированного гена в сельскохозяйственные культуры позволит растением проще переносить засуху и эффективно усваивать азот и фосфор. Это, в свою очередь, имеет большое значение в условиях изменения климата.