“Счастливые” гены могут защитить людей с ожирением от некоторых заболеваний

Генетики выяснили, почему некоторые люди, страдающие ожирением, остаются относительно здоровыми, а другие страдают от таких меняющих жизнь заболеваний, как диабет второго типа и болезни сердца. Исследование опубликовано в журнале eLife.

"Счастливые" гены могут защитить людей с ожирением от некоторых заболеваний

Известно, что любой человек с ИМТ более 30 считается тучным, а не просто имеющим избыточный вес, и хотя все полные люди имеют несколько общих лишних килограммов, у двух людей с одинаковым ИМТ может быть очень разное количество жира, и этот жир может быть распределен в разных местах тела.

Жир, хранящийся под кожей, например, в области живота или двойного подбородка, считается менее вредным, чем жир, хранящийся вокруг таких органов, как печень и сердце. Именно гены, с которыми мы рождаемся, определяют, как и где откладывается жир – то, что ученые называют “благоприятным” или “неблагоприятным” ожирением.

“Некоторые люди имеют неблагоприятные гены жира, что означает, что они накапливают больше жира везде, включая кожу, печень и поджелудочную железу. Это связано с повышенным риском развития таких заболеваний, как диабет второго типа, — рассказывает доктор Хани Ягуткар, профессор биологических наук из Университета Брунеля в Лондоне, возглавлявший исследование. – Другим повезло больше, у них есть гены, благодаря которым больше жира под кожей, но меньше в печени и меньший риск таких заболеваний, как диабет 2 типа”.

Используя метод менделевской рандомизации, исследователи обнаружили, что из 37 проверенных заболеваний 12, включая ишемическую болезнь сердца, инсульт и диабет второго типа, были напрямую связаны с генами, определяющими, будет ли у человека “благоприятное ожирение”, в то время как о девяти можно сказать, что они не связаны с ожирением человека и, скорее всего, являются результатом просто избыточного веса, например, тромбоз глубоких вен или подагрические колени.

Однако исследователи предупреждают, что независимо от того, благоприятное или неблагоприятное, ожирение представляет собой серьезный риск для здоровья, причем даже у людей с благоприятным ожирением все равно повышен риск таких заболеваний, как желчные камни, астма у взрослых и псориаз.

Они также обнаружили, что некоторые другие заболевания, которые ранее считались связанными с весом человека, например, болезнь Альцгеймера, как оказалось, не связаны с ним.