Кристиана Теобальд (Исполняющая обязанности худрука балетной труппы в Государственном балете Берлина) проинформировала заинтересованную общественность, что в предновогоднем сезоне хореографы поставят “Дон Кихота” вместо “Щелкунчика”. Это произошло из-за того, что там нашли культурные стереотипы и проявления расизма. Это конечно, неслыханная наглость, ведь этот балет написал композитор-гей!
Конкретно была аннулирована запланированная до того постановка российских хореографов Василия Медведева и Юрия Бурлаки 2013 года. Она стала реконструкцией оригинального спектакля Мариуса Петипа 1892 года. На нее израсходовали около 1,5 миллиона евро.
По словам Кристианы Теобальд, некоторые элементы реконструированной постановки не отвечают представлениям постколониальной эпохи. Она отметила, что еще в 2015 году в Государственный балет Берлина начали поступать жалобы на то, что во втором действии балета двое детей выступают в чёрном гриме, похожем на “блэкфейс” (окрашивание белыми людьми лица в чёрный цвет, обычно с юмористическими целями). Дело в том, что сейчас на западе это считается проявлением расизма, хотя им почти никогда не является. Если это делается, чтобы изобразить реального темнокожего по сюжету персонажа (вроде Отелло) или исторических личностей этой расы, то это не расизм точно. Вот если при этом высмеиваются особенности внешнего вида, то всё не так однозначно, хотя чаще всего это тоже не расизм, а пародия (и вряд ли в балете можно перейти грань).
Если в Соединённых Штатах почти любой загримированный чернокожим считается расизмом, так как для них это больная тема, то Европе не следовало бы следовать американским внутренним правилам.
Тем не менее Кристиана Теобальд сочла, что постановку нужно пересмотреть. Она также назвала неоднозначными моментами китайский танец с мелким семенящим шагом и Восточный танец, где участвуют женщины из гарема, а у солистки тёмно-коричневый макияж.
Стоит отметить, что в случае грима, достаточно просто его сделать обычным, смысла в отмене спектакля из-за этого нет. Поэтому, скорее всего, это просто реклама балета (когда его поставят) и театра.
Раньше представители танцевального сообщества Соединённых Штатов увидели унижение и расизм в балете “Щелкунчик”, поставленном Джорджем Баланчиным.