Болгарское издание “Труд” рассуждает об истории этой страны, о её цикличности, отрицании фактов, потом переходу к изъятью совсем других данных.
Об одном из таких периодов в жизни Болгарии и рассказывается в статье.
Один из драматичных периодов новейшей истории Болгарии – восьмидесятые годы ХХ века, время распада коммунистической системы в социалистическом лагере. Механизмы тоталитарной системы уже перестали работать, а новые варианты управления придуманы ещё не были. Это привело к так называемому “возродительному” процессу.
В тот момент в Болгарии на замену вере в пролетарский интернационализм пришёл национализм. Эта тенденция особенно усилилась, когда болгарской культурой руководила Людмила Живкова (дочь Тодора Живкова). Ей удалось навязать линию национализма, именуемым, как обычно, патриотизмом.
В возвращении к национальным ценностям были собственные, положительные, стороны. После того как коммунистическое правительство попыталось полностью ликвидировать болгарскую национальную память, нужно было возвратиться к истокам.
В семидесятых годах начались научные исследования в сфере истории, археологии и этнографии, усилившись в 1981 году (из-за празднования 1300-летия Болгарского государства).
Возникли раскопки болгарских столиц (Плиски, Преславля и Тырново), микрофильмирование старославянских (древнеболгарских) рукописей, поддержка Зографского монастыря на Афоне и многое другое.
Но научное исследование было сильно идеологизировано и поэтому многие исторические факты во внимание не принимались. Коммунистическая партия пыталась любой ценой доказать болгарское происхождение мусульман (турок и помаков), проживающих на территории Болгарии.
Нидерландский ученый Махил Кил стал неформальным лидером протеста против политики ассимиляции.
После 1989 года теории о болгарском происхождении мусульман были объявлены ересью. О “возродительном” процессе забыли, стали ругать тоталитаризм.
Тогда опять появился Махил Кил, который тогда практически единственный работал с архивами Османской империи. Подлинность болгарских источников об исламизации стала отрицаться, утверждали, что в XV-XIX веках на болгарских землях не было турецкого рабства, а было сожительство. Многие современные учёные доверяют его взглядам.