Новое правительство Польши не намерено подавать иск против России в Европейский суд по правам человека по делу о крушении президентского лайнера под Смоленском в 2010 году. Об этом сообщил глава польского внешнеполитического ведомства Радослав Сикорский в соцсети Х.
«Подача иска, у которого даже теоретически не имеется шансов на успех, подвергает страну и налогоплательщиков неоправданным тратам», ‒ указал Сикорский.
Он подчеркнул, что собирается «в одностороннем порядке расторгнуть соглашение о намерениях по иску в ЕСПЧ».
Этот документ в октябре минувшего года был подписан прежним министром иностранных дел Польши Збигневом Рау с юридической конторой Бена Эммерсона. Адвокаты обязались составить исковые документы, свою работу они оценили почти в миллион злотых (примерно $250 тыс.). Варшава хотела обвинить Кремль в нарушении права человека на жизнь, а также в нарушении прав семей жертв.
Однако уже в середине декабря глава МВД Польши Марчин Кервиньский, как передает РИА Новости, проинформировал, что власти откажутся от версий о вине Москвы в авиакатастрофе.
Напомним, президентский лайнер Ту-154 потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту Смоленск-Северный в апреле 2010 года. Погибли 96 человек, в том числе сам глава государства Лех Качиньский с супругой, известные политики и военные деятели.
Спустя год после аварии Межгосударственный авиационный комитет (МАК) объявил по результатам расследования, что причиной авиакатастрофы стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром в условиях густого тумана. Системной причиной аварии эксперты признали недостатки в подготовке пилотов президентского авиаотряда.
Первая польская комиссия под руководством экс-главы МВД Ежи Миллера также пришла к аналогичным выводам, отметив, что причиной катастрофы стало снижение лайнера ниже дозволенного минимума в условиях тумана.
Однако пришедшая в 2015 году к власти партия Prawo i Sprawiedliwość не согласилась с отчетом МАК и выводами комиссии Миллера. PiS решила создать вторую комиссию, которую возглавил экс-министр обороны Антони Мачеревич. Во время своей работы, которую эта комиссия так и не завершила, было предоставлено несколько докладов, основанных на экспертизах специалистов из различных стран. Выводы делались разные ‒ от вины российских авиадиспетчеров до взрыва некоего устройства на борту ТУ-154.
Новый министр национальной обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш распорядился разогнать комиссию по повторному расследованию смоленской авиакатастрофы.