По данным ведомства, заработная плата бюджетников в 2012-2019 годах росла быстрее, чем в целом по экономике. В отдельный отраслях рост зарплаты сопровождался сокращением численности сотрудников и повышением индивидуальной нагрузки.
Майские указы, которые были даны президентом России в мае 2012 года, обеспечили опережающий уровень оплаты труда бюджетников, но в ряде регионов целевые показатели не были достигнуты по отдельным сегментам работников бюджетной сферы. Такой вывод содержится в отчете Счетной палаты по результатам анализа, выполнения указов президента страны. Всего аудиторы проверили 12 категорий сотрудников бюджетной сферы.
В публикации сказано, что в целом по экономике за период с 2012 по 2019 года заработная плата увеличилась в 1,8 раза, в образовании этот показатель вырос в 1,95 раза, в области здравоохранения и социальных услуг — в 2,1 раза.
К концу 2018 года средние зарплаты учителей в образовательных организациях разного уровня, социальных работников, младшего и среднего медицинского персонала должны были достичь 100% от средних зарплат по региону, а зарплаты врачей, преподавателей высших учебных заведений и научных работников — 200 %. Счетная палата заявила, что эта задача не была выполнена полностью.
Аудитор Сергей Штогрин утверждает, что проверка Счетной палаты, которую проводили по итогам 2018 и 2019 годов, продемонстрировала, что нужные показатели не были достигнуты в ряде субъектов. Наибольшие проблемы, по словам специалиста, отмечены в сегменте “младший медперсонал”, где показателей не достигли 48 субъектов из 85. Вторым проблемным сегментом стали “педагогические работники дошкольных образовательных учреждений”. Там показатели не достигнуты в 43 регионах.
Счетная палата использовала сведения Росстата и обнаружила, что всего из 1020 региональных показателей в 2019 году не были достигнуты 260. В государстве до обозначенного указами уровня поднялась зарплата по пяти из 12 категорий бюджетников.
Анализ дал возможность увидеть, что оплаты труда бюджетников сопровождался сокращением численности сотрудников. Например, с 2013 по 2019 год младшего медперсонала стало на 61,3% меньше, соцработников — на 32,6%.
Однако были выявлены отрасли, где численность сотрудников только увеличилась. Речь идет о педагогических работниках в дошкольных учреждениях. Штогрин объясняет эту тенденцию высокой рождаемостью в указанный период времени.
Еще одним инструментом повышения зарплаты стала оптимизация внутри бюджетных организаций, когда сотрудники переводились из указанных категорий в другие.
Стоит отметить, что сама оптимизация кадров проходила без обязательных требований к организации нормирования труда, в результате чего нагрузка на бюджетников увеличилась.
Счетная палата посоветовала Министерству труда установить требования к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы. Также в СП посчитали, что нужно дополнить госпрограммы показателями, которые характеризуют поддержание уровня оплаты труда отдельных категорий бюджетников в соответствии с указами 2012 года.