Решение по возобновлению авиарейсов пока не принято, поэтому многие жители Российской Федерации требуют возвратить финансовые средства за путёвки, но туристические операторы отказываются, ссылаясь на крупные траты на бронирования. Как же добиться возврата?
Число обращений за юридической помощью по возврату стоимости туров в Турцию с 17 мая увеличилось на 15%. Впрочем, всего поступило порядка 350 обращений, а это капля в море. Что достаточно логично – жаловаться в суд почти всегда выходит себе дороже.
Часто турфирмы не могут подтвердить собственные траты в объявленных объёмах. Чтобы попытаться возвратить финансовые средства за путешествие в таком случае, нужно обратиться к туристической фирме с претензией. В ней стоит сослаться на статью 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей” и часть 1 статьи 782 ГК России, по которым путешественник вправе отказаться от поездки при условии компенсации практически понесенных трат.
Турфирмы часто ссылаются на большие фактически понесенные расходы (вплоть до 100% стоимости тура). Размер таких трат туристическая фирма должна доказать. Она обязана показать документы, которые бы такие расходы подтверждали. В принципе, многие фирмы могут без особого труда состряпать подобные документы на любую сумму, поэтому реальные шансы выиграть дело есть, только если юридический отдел фирмы меньше, чем число юристов заказчика.
На ответ у туристической фирмы есть 10 дней. Многие возвращают стоимость тура сразу после жалобы, считая, что если податель заявления хорошо разбирается в юриспруденции, то дешевле вернуть деньги, даже в убыток себе.
Если дело дойдёт до суда, то там можно опираться на существенные изменения обстоятельств и невозможность совершения путешественником поездки по независящим от него обстоятельствам (статья 10 ФЗ “Об основах туристской деятельности”). Но вряд ли это поможет, если обо всём этом будет говорить человек без юридического образования. Вот для правоведов это шанс получить небольшую известность.
Но турбюро может предложить перенести тур, а не возвращать деньги. Это, конечно, гораздо выгоднее фирме, чем клиенту, но если путешественник всё-таки намеревается куда-то поехать, то это может быть приемлемо.