Сергей Нетёсов (Член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией биологических технологий и вирусологии НГУ) оценил безопасность лаборатории в городе Ухань. Он сказал, что аварий стало меньше, но есть несколько тонких мест.
С самыми опасными вредными биологическими веществами учёные работают в лабораториях BSL-4. По сути, это здание внутри другого здания, что сделано для дополнительной безопасности. Внутренние помещения там имеют бронебойные окна с двойным-тройным стеклопакетом.
В 2016 году Поднебесной планировалось построить семь новых лабораторий BSL-4. Раньше учёные там работали, в числе прочего, в зданиях, напоминающих русские противочумные станции.
Но эти лаборатории не были оборудованы так, как нужно, и, по всей вероятности, были лабораторные аварии. В настоящее время уровни биологической безопасности в этих лабораториях повышены, аварий стало меньше.
Эксперт признался, что ни в одной из китайских лабораторий BSL-4 не был, но общался с теми, кто их посещал, поэтому в курсе принятых там защитных мер.
В начале девяностых годов прошлого века в Лионе появилась первая французская лаборатория BSL-4. Её оборудовали, а дальше пригласили туда полтора десятка хороших специалистов из разных государств. Они должны были оценить результат и найти недоработки.
Недостатков обнаружилось достаточно много. Французы занялись их устранением. Они занимались этим целый год, а после вновь позвали зарубежных специалистов, но теперь уже на официальный пуск проекта.
В Китайской Народной Республике всё было иначе. Нетёсов заметил, что в Ухане первоначально были существенные недостатки. Некоторые существенные. Часть помещений в Уханьском институте вирусологии имела плинтусы, хотя в лабораториях BSL-4 они запрещены, так как туда может попасть вредный микроорганизм. Чаще всего делается наливной пол с закруглённым переходом к стенам.
В Ухань тоже приезжали зарубежные специалисты, чтобы найти недостатки, но работа в корпусе, где размещалась лаборатория повышенной опасности, к моменту их визита уже шла.
Правда, затем вроде бы выявленные недостатки исправили и на время корректировки работы прекратили. Так что, по всей вероятности, там был период, когда безопасность была не на высшем уровне. Но в любом случае это было до 2019 года.