Выведенный из эксплуатации авианосец с неизвестным количеством асбеста буксируют по кругу у побережья Бразилии после того, как ему было отказано в разрешении зайти в док в Турции для утилизации. В чем проблема? Ни одно правительство не хочет знать о нем ничего.
Теперь ВМС Бразилии заявляют, что планируют потопить корабль «Сан-Паулу», авианосец класса «Клемансо», купленный у Франции в 2000 году за 12 миллионов долларов, не считая самолетов и вертолетов. Экологи говорят, что это нанесет непоправимый ущерб окружающей среде и может представлять собой нарушение международного права.
Было бы «совершенно необъяснимо и иррационально» потопить корабль, сказал Джим Пакетт, директор Basel Action Network, некоммерческой экологической группы из Сиэтла, которая занимается глобальной торговлей токсичными веществами.
История гибели «Сан-Паулу» началась, когда турецкая компания Sok Denizcilik купила корабль на аукционе в 2021 году чуть более чем за 1,8 миллиона долларов. Их целью было утилизировать корабль, ответственно утилизируя любые отходы, получая при этом прибыль от спасения. и продажа тонн содержащихся в нем нетоксичных металлов.
Но планы турецкой компании были встречены протестами со стороны экологических групп, которые утверждали, что судно перевозит гораздо более опасные материалы, чем сообщила компания.
873-футовый корабль, служивший во французском флоте под названием «Фош» с 1963 года до продажи в 2000 году, не эксплуатировался около десяти лет. В некоторых его отсеках скопилось столько опасного газа, что входить в них сейчас небезопасно, заявили инспекторы.
Десятилетия назад, когда корабль был построен, мало кто знал и, вероятно, меньше беспокоился о серьезных проблемах со здоровьем, которые могут вызвать некоторые строительные материалы. Позже выяснилось, что асбест, обычно используемый в то время антипирен, является сильным канцерогеном.
Флагманский корабль этого класса, «Клемансо», был разобран и отправлен на переработку в 2000-х годах после не менее ожесточенной борьбы с защитниками окружающей среды. Французские власти заявили, что на борту «Клемансо» было 45 тонн асбеста, но экологические группы заявили, что у них есть доказательства того, что он содержит гораздо больше. Корабль направлялся на верфь по разборке судов в Индии, когда французский суд приказал ему вернуться в свои воды. В конце концов, “Клемансо” был списан в Великобритании.