Как сообщает РБК, мошенники начали выманивать у жителей России данные банковских карт с помощью рассылки фальшивых квитанций с долгами за жилищно-коммунальные услуги. Об этом рассказал представитель ВТБ. Данный тип обмана стал актуален из-за роста коммунальных расходов при удаленной работе. В других банках пока не сталкивались с этой проблемой.
Злоумышленники по электронной почте сообщают жертвам о якобы возникших у клиентов в течение 2020 года долгах за ЖКУ. В среднем “долг” составляет от 10 до 20 тысяч рублей. Мошенники просят оплатить онлайн поддельные квитанции или предоставить данные об уже произведенной оплате.
В случае, если клиент начинал процесс оплаты и вводил реквизиты банковской карты на сайтах, куда вели ссылки из письма, то мошенники получали доступ к его счету. Если жертва игнорировала данное сообщение, то ей звонили от лица управляющей компании для проверки совершенных ранее в текущем году платежей и убеждали в наличии долга. Также злоумышленники выясняют способы оплаты и реквизиты карты, а затем предлагают совершить “тестовую транзакцию для проверки” и сообщить им код из СМС.
Мошенники решили воспользоваться тем, кто управляющие компании, как правило, делают перерасчет за жилищно-коммунальные услуги, особенно в том случае, если гражданин не вовремя передал показания счетчиков воды и электроснабжения. Об этом рассказал Алексей Киричек, вице-президент ВТБ, руководитель департамента эквайринга. В условиях самоизоляции и удаленной работы расходы на коммунальное обслуживание увеличились, поэтому вопрос погашения задолженности может быть актуален для отдельных граждан, считает он.
В Сбербанке, Райффайзен банке и Росбанке пока не наблюдались подобные случаи. Также с проблемой не столкнулись клиенты Газпромбанка.
Вячеслав Касимов, директор департамента информационной безопасности МКБ полагает, что социальная инженерия не породила новых видов мошенничества, но злоумышленники “активизировались” в условиях пандемии.
Татьяна Щербакова, старший контент-аналитик “Лаборатории Касперского” добавила, что мошенничество с ЖКХ не стало новшеством этого года. Схемы обмана просто усложняются и содержат в себе несколько векторов воздействия. Так, сейчас помимо рассылок писем используются звонки.