Рост цен на автомобильное топливо в Российской Федерации хоть и оказался в несколько раз ниже, чем в Европе и США, однако стал самым существенным с 2018 г. С конца декабря 2020 г. к концу декабря 2021 г. стоимость бензина на АЗС в среднем увеличилась на 8,8%, а на дизель – на 10,5%.
В правительстве было принято решение о том, чтобы скорректировать параметры демпфирующего механизма на 2022 г. Он работает на оптовом рынке, компенсирует нефтяникам часть недополученной прибыли при высоких ценах на автомобильное топливо в Европе, когда они отказываются от экспорта и поставляют бензин и дизель на внутренний рынок. Рассчитываются выплаты при превышении индикативной (базовой) цены, которая устанавливается государством.
Как полагает руководитель проектов ИГ “Петромаркет” Анна Лишневецкая, указанные меры дадут возможность уменьшить оптовые цены на автомобильное топливо и удержать от роста розничные. В случае сохранения существующих макроэкономических условий (цены на нефть и курс рубля), демпфирующая надбавка за поставку 1 тонны бензина АИ-92 для российских производителей составит примерно 16 тыс. 750 руб. (+2 тыс. 500 рублей за 1 тонну к текущей декабрьской оценке). В результате средняя оптовая стоимость АИ-92 в январе, по прогнозам “Петромаркет”, может опуститься почти на 4% относительно 27 декабря до 47 тыс. 800 руб. за 1 тонну.
Если говорить о розничных ценах, то как полагает Лишневецкая, цены на АИ-92 на АЗС в январе 2022 г. вряд ли смогут прибавить более 0,3% (около 15 копеек – “РГ”). Причем даже с учетом этого незначительного роста, маржа торговли АЗС может вырасти до 3,1 руб. за 1 литр, что на 1 руб. выше сегодняшнего показателя.